РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Проект "Цифровая гигиена детей и подростков"
Полезные ресурсы для родителей
Универсальные советы родителям по воспитанию детей
Как не совершить ошибок при воспитании детей?
Формула вашей безопасности. Рекомендации для родителей
Рекомендации родителям при подготовке на дистанционном обучении
Рекомендации родителям при подготовке на дистанционном обучении.
Уважаемые родители!
Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка к обучению. Как же это сделать?
Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.
Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты сможешь это сделать".
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
· Забыть о прошлых неудачах ребенка;
· Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
· Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо", "Ты знаешь это очень хорошо". Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
· Опираться на сильные стороны ребенка;
· Избегать подчеркивания промахов ребенка;
· Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
· Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
· Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
· Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Не тревожьтесь о качестве оценок, и не критикуйте ребенка за неудачи. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка перед уроками - это может отрицательно сказаться на результате.
Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, постарайтесь сделать так, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к обучению. Не имеет смысл зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы, определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего обучения, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Удачи Вашим детям!
Социальный педагог Плотникова Елена Сергеевна (воцап, вайбер 8 920 253 94 37)
Слова и поступки - фильм-инструктаж для родителей о подростковом курении.
Кибербуллинг
Не стоит запрещать использовать социальные сети или интернет, так как это может осложнить отношения с ребёнком, он может отдалиться, замкнуться, стать менее контактным. Намного эффективнее помочь ему критично отнестись к ситуации, «отсоединить» сообщения агрессора от личности ребёнка, помочь осмыслить происходящее как опыт, который поможет сформировать навыки противостояния киберагрессии и интернет-манипулированию.
- Изучите вместе с ребёнком открытые источники о кибербуллинге: Есть горячая линия «Дети Онлайн», куда можно обратиться в случае кибербуллинга.
- Объясните ребёнку, что подвергаться кибербуллингу — не стыдно. Важно не молчать о том, что происходит, а наоборот — рассказывать близким.
- Разберитесь, как блокировать людей в тех социальных сетях, которыми пользуется ваш ребёнок. Фейсбук и ВКонтакте позволяют запретить другим людям отмечать вас на фото, комментировать или даже видеть ваши записи. Покажите, как пожаловаться администрации ресурса на неуместные материалы или оскорбления.
- Научите ребёнка делать скриншоты обидных комментариев или сообщений, чтобы в случае повторения ситуации можно было прикрепить их к жалобе или заявлению в полицию.
- Расскажите, что главная цель человека, который занимается кибербуллингом — как можно сильнее задеть, вызвать сильную негативную реакцию. Если не вовлекаться в его игры, велика вероятность, что буллинг сойдет на нет.
- Если вам известны люди, которые травят вашего ребёнка, то можно ему написать спокойное личное сообщение в соцсетях: «То, что ты делаешь, называется кибербуллингом. За это можно привлечь к уголовной ответственности».
Если вы чувствуете и видите, что ребёнок подавлен, то обратитесь за консультацией к психологу. В каждом конкретном случае необходимо подбирать индивидуальную стратегию и тактику помощи.
ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЧЕМ ОПАСЕН ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
В интернете можно найти информацию и иллюстрации практически на любую тему. Необходимо обеспечить защиту детей от контактов в интернете с нежелательными людьми, от знакомства с материалами недетской тематики или просто опасными для детской психики, от вредоносных программ и интернет-атак.
Так как дети по своей наивности, открытости и неопытности, не способны распознать опасность, а любознательность детей делает их крайне уязвимыми в интенет-пространстве, об их безопасности, в первую очередь, должны беспокоиться родители.
ОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ВИДА:
- Доступная для детей негативная информация.
- Противоправные и социально-опасные действия самого ребенка .
- Целенаправленные действия третьих лиц в отношении ребенка.
Как правило, родители не уделяют большого значения интернет-безопасности и интернет-воспитанию детей.
В интерактивном мире дети могут быть так же беззащитны, как и в реальном. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы защитить их.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
- Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно — развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
- Ввести ограничения по использованию гаджетов.
- Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
- Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
- Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
- Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТИ:
- Расскажите своим детям о потенциальных угрозах, с которыми они могут столкнуться в интернете.
- Если возможно, поставьте компьютер в общей комнате.
- Постарайтесь проводить время за компьютером всей семьей.
- Попросите детей рассказывать обо всем, что вызывает у них неприятные чувства или дискомфорт при посещении интернета.
- Ограничьте материалы, доступные детям через компьютер.
- Объясните детям, что им разрешено, а что запрещено делать в интернете:
- регистрироваться в социальных сетях и на других сайтах;
- совершать покупки в интернете;
- скачивать музыку, игры и другой контент в интернете;
- использовать программы мгновенного обмена сообщениями;
- посещать чаты.
Если детям разрешено использовать программы мгновенного обмена сообщениями или посещать интернет-чаты, расскажите им об опасностях общения или отправки сообщений людям, которых они не знают и которым не доверяют.
- Установите надежную антивирусную программу, способную защитить компьютер от вредоносных программ и хакерских атак. Многие продукты для обеспечения безопасности в интернете сочетают в себе возможности антивирусной защиты и расширенные функции родительского контроля, которые помогают защитить детей, когда те находятся в интернете.
Контроль переписки через социальные сети с помощью функции «Родительский контроль» позволяет:
- сформировать списки контактов, переписка с которыми будет разрешена или запрещена.
- задать ключевые слова, наличие которых будет проверяться в сообщениях.
- указать личную информацию, пересылка которой будет запрещена.
Если переписка с контактом запрещена, то все сообщения, адресованные этому контакту или полученные от него, будут блокироваться. Информация о заблокированных сообщениях, а также о наличии ключевых слов в сообщениях выводится в отчет. Для каждой учетной записи пользователя компьютера можно посмотреть краткую статистику переписки через социальные сети, а также подробный отчет о событиях.
ПОМНИТЕ! САМОЕ ДОРОГОЕ, ЧТО ЕСТЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО НАШИ ДЕТИ!
Дистанционное обучение: как начать?
Дистанционное обучение: как начать?
Итак, сбывается мечта очень многих школьников — учиться, не выходя из дома.
Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, какие советы при организации дистанционного обучения можно использовать.
Любое обучение требует определенного навыка самоорганизации и самодисциплины. В этом плане младшим школьникам, безусловно, будет сложней всего, так как у них эти навыки еще только формируются, и абсолютному большинству из них нужна контролирующая и направляющая помощь взрослого. Даже онлайн -уроки для первоклассника — это достаточно сложно.
Что делать?
Выделите направления, в которых вам нужно двигаться:
- чтение (выберите интересные сказки и рассказы),
- письмо и развитие мелкой моторики (в сети сейчас масса прописей, развивающих упражнений и раскрасок),
- постоянное пополнение бытовых знаний (тут на помощь придут развивающие фильмы и мультфильмы),
- развитие навыка счета (снова ищем развивающие тетради и тренажеры, можно устроить дома игру в магазин и т. д.)
Большую часть этого можно и нужно делать в игровой форме. Но, например, выполнение задания по письму и математике можно оформить в виде уроков за рабочим столом, чтобы ребенок не отвык от этой формы обучения.
С подростками тоже все не так просто. Многие из них могут столкнуться со сложностями мотивации: самоутвердиться в классе, например, обучаясь дома, куда сложнее. Тут тоже потребуется помощь родителей, чтобы совместно с ребенком поставить кратковременную и достижимую цель.
Педагоги и психологи не рекомендуют использовать денежные методы поощрения, потому что они в итоге подменяют собой учебную мотивацию, а запросы у ребенка растут — вы же не хотите, чтобы в обмен за сданные ЕГЭ ребенок потребовал у вас автомобиль?... Поэтому важно ориентировать ребенка не на оценку или денежное поощрение, а на то, что нового он узнал, чему научился, что смог выполнить.
Если даже в обмен на отличную оценку в четверти вы покупаете ребенку обещанное, сделайте акцент на том, что он смог сосредоточиться, мобилизовать себя и обрести новые знания.
Детям нужно постараться сохранить учебную атмосферу: соблюдать расписание, стараться не пропускать онлайн-уроки, участвовать в обсуждении, решать онлайн-тесты и упражнения.
Поначалу все новое не может не вызвать интереса — поддержите ребенка в этом интересе, обсуждайте с ним способы обратной связи и оценивания, учите обращаться с источниками информации и новыми технологиями, помогите подключить камеру и проверить микрофон и т. д. Некоторые советуют даже надевать школьную форму для создания рабочей обстановки.
Соблюдайте режим дня. Дистанционное обучение — это не каникулы. Ребенок может дать себе незначительные поблажки (вставать не в 7 часов, а в 8, например, с учетом, что экономится время на сборы и путь до школы), но в целом стоит сразу соблюдать обычный график пятидневной учебной недели. Это поможет ребенку в первые же дни почувствовать ритм учебы.
Так же, как и в школе, на время уроков стоит ограничить использование мобильных телефонов в неучебных целях. Не нужно идти в этом вопросе на конфликт, постарайтесь договориться с ребенком о времени «развлечений».
И помните, что прежде чем полностью лишать ребенка чего-то, нужно предложить ему альтернативу. Будет удачно, если этой альтернативой будет время, проведенное вместе с вами — за играми, просмотром и обсуждением фильмов, приготовлением еды, занятиями спортом … да мало ли что можно еще придумать!
Не забывайте о физкультуре, рисовании, музыке. Мало того, что эти предметы стоят в расписании, и программа по ним также должна выполняться — все эти занятия помогают снять стресс и переключиться. Так что когда у вашего ребенка физкультура или рисование — по возможности присоединитесь к нему и снимите и свой стресс заодно...
И напоследок — самое главное.
Не забывайте, что для успеха в первую очередь важно спокойствие. У спокойных родителей, как правило, спокойные дети, поэтому постарайтесь в разговоре с учителями снять свои опасения по поводу обучения ребенка.
Не стоит требовать от ребенка в новых условиях слишком многого (но и не требовать совсем тоже будет ошибкой). Не позволяйте, чтобы обучение стало поводом для постоянных конфликтов.
Также стоит помнить, что сама ситуация карантина может быть источником стресса и переживаний. Не стоит их усугублять.
Будьте здоровы и спокойны!
Дистанционное обучение: как начать?
Итак, сбывается мечта очень многих школьников — учиться, не выходя из дома.
Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, какие советы при организации дистанционного обучения можно использовать.
Любое обучение требует определенного навыка самоорганизации и самодисциплины. В этом плане младшим школьникам, безусловно, будет сложней всего, так как у них эти навыки еще только формируются, и абсолютному большинству из них нужна контролирующая и направляющая помощь взрослого. Даже онлайн -уроки для первоклассника — это достаточно сложно.
Что делать?
Выделите направления, в которых вам нужно двигаться:
- чтение (выберите интересные сказки и рассказы),
- письмо и развитие мелкой моторики (в сети сейчас масса прописей, развивающих упражнений и раскрасок),
- постоянное пополнение бытовых знаний (тут на помощь придут развивающие фильмы и мультфильмы),
- развитие навыка счета (снова ищем развивающие тетради и тренажеры, можно устроить дома игру в магазин и т. д.)
Большую часть этого можно и нужно делать в игровой форме. Но, например, выполнение задания по письму и математике можно оформить в виде уроков за рабочим столом, чтобы ребенок не отвык от этой формы обучения.
С подростками тоже все не так просто. Многие из них могут столкнуться со сложностями мотивации: самоутвердиться в классе, например, обучаясь дома, куда сложнее. Тут тоже потребуется помощь родителей, чтобы совместно с ребенком поставить кратковременную и достижимую цель.
Педагоги и психологи не рекомендуют использовать денежные методы поощрения, потому что они в итоге подменяют собой учебную мотивацию, а запросы у ребенка растут — вы же не хотите, чтобы в обмен за сданные ЕГЭ ребенок потребовал у вас автомобиль?... Поэтому важно ориентировать ребенка не на оценку или денежное поощрение, а на то, что нового он узнал, чему научился, что смог выполнить.
Если даже в обмен на отличную оценку в четверти вы покупаете ребенку обещанное, сделайте акцент на том, что он смог сосредоточиться, мобилизовать себя и обрести новые знания.
Детям нужно постараться сохранить учебную атмосферу: соблюдать расписание, стараться не пропускать онлайн-уроки, участвовать в обсуждении, решать онлайн-тесты и упражнения.
Поначалу все новое не может не вызвать интереса — поддержите ребенка в этом интересе, обсуждайте с ним способы обратной связи и оценивания, учите обращаться с источниками информации и новыми технологиями, помогите подключить камеру и проверить микрофон и т. д. Некоторые советуют даже надевать школьную форму для создания рабочей обстановки.
Соблюдайте режим дня. Дистанционное обучение — это не каникулы. Ребенок может дать себе незначительные поблажки (вставать не в 7 часов, а в 8, например, с учетом, что экономится время на сборы и путь до школы), но в целом стоит сразу соблюдать обычный график пятидневной учебной недели. Это поможет ребенку в первые же дни почувствовать ритм учебы.
Так же, как и в школе, на время уроков стоит ограничить использование мобильных телефонов в неучебных целях. Не нужно идти в этом вопросе на конфликт, постарайтесь договориться с ребенком о времени «развлечений».
И помните, что прежде чем полностью лишать ребенка чего-то, нужно предложить ему альтернативу. Будет удачно, если этой альтернативой будет время, проведенное вместе с вами — за играми, просмотром и обсуждением фильмов, приготовлением еды, занятиями спортом … да мало ли что можно еще придумать!
Не забывайте о физкультуре, рисовании, музыке. Мало того, что эти предметы стоят в расписании, и программа по ним также должна выполняться — все эти занятия помогают снять стресс и переключиться. Так что когда у вашего ребенка физкультура или рисование — по возможности присоединитесь к нему и снимите и свой стресс заодно...
И напоследок — самое главное.
Не забывайте, что для успеха в первую очередь важно спокойствие. У спокойных родителей, как правило, спокойные дети, поэтому постарайтесь в разговоре с учителями снять свои опасения по поводу обучения ребенка.
Не стоит требовать от ребенка в новых условиях слишком многого (но и не требовать совсем тоже будет ошибкой). Не позволяйте, чтобы обучение стало поводом для постоянных конфликтов.
Также стоит помнить, что сама ситуация карантина может быть источником стресса и переживаний. Не стоит их усугублять.
Будьте здоровы и спокойны!
Контакты организаций и специалистов, оказывающих психологическую консультационную помощь родителям в дистанционном формате
Контакты организаций и специалистов, оказывающих психологическую консультационную помощь родителям в дистанционном формате
№п/п | Наименование организации | Контакты | Режим работы |
1 | Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Нижегородской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" | Арюхова Мария Евгеньевна, педагог- психолог – 8(969)7631617; Ведерникова Лилия Леонтьевна, педагог-психолог - 8(986)7666494; Скорадешкина Ольга Владимировна, педагог-психолог - 8(908)1622600; Щепоткина Светлана Анатольевна, педагог-психолог - 8(920)0162047. |
понедельник-пятница с 09.00 до 18.00 ч. |
2 | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г.Дзержинска | Телефон для записи на онлайн-консультации 8(831)326-02-11 | понедельник- пятница с 09.00 до 17.00 ч. |
Телефон доверия 8(831)326-74-48 | круглосуточно | ||
3 | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи" г.Бор | Телефон горячей линии и запись на онлайн-консультацию 8(831)599-22-20 | понедельник-пятница с 09.00 до 17.00 ч. |
4 | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" г.Сергач | Телефон горячей линии и запись на онлайн-консультацию 8(831)915-56-69 | понедельник-пятница с 07.00 до 19.00 ч. |
5 | Частное учреждение дополнительного образования "Сема" г.Нижний Новгород | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(908)1648830 | понедельник-пятница с 09.00 до 20.00 ч. |
6 | Частное дошкольное образовательное учреждение "ДИВО" г.Нижний Новгород | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(831)217-0-100 | понедельник-пятница с 09.00 до 20.00 ч. |
7 | Общественная организация родителей детей-инвалидов "Созвездие" г. Выксы | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(930)667-40-30 | понедельник-пятница с 8.00 до 20.00 ч. |
8 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(903)6080228 | понедельник-пятница с 08.00 до 20.00 ч. |
9 | Нижегородский общественный фонд содействия и развития спорта и молодёжной политики "Дружба" | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(831)213-55-11 | понедельник-пятница с 09.00 до 17.00 ч. |
10 | Частное образовательное учреждение религиозной организации "Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (московский Патриархат)" "Православная гимназия во имя Святых Кирилла и Мефодия" | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(920)0635598 | понедельник-пятница с 08.00 до 17.00 ч. |
Безопасность детей в интернете. Правила поведения
Ребенок должен знать, что в сети нужно следовать тем же правилам, что и в реальной жизни:
● Будьте вежливы.
● Уважайте людей и их мнение.
● Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников.
● Не экономьте своё время на "условностях" типа правил хорошего тона или правил грамматики и орфографии.
● Вступаю в дискуссии, избегайте употребления брани и ругательств, даже если ваши собеседники сознательно провоцируют вас на это.
● Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами.
Время на детей есть!
О чём мы говорим c детьми, когда встречаемся с ними в конце рабочего дня? В большинстве случаев задаем вопрос: «Как дела?». Слышим ответ: «Нормально», обмениваемся еще парой дежурных фраз и расходимся по своим комнатам. Вот и пообщались.
То, что с детьми надо разговаривать, ни для кого не новость. Хороший глубокий разговор – основа доверительных отношений, которые, в свою очередь, помогут «не потерять» ребенка. Поэтому психологи рекомендуют общаться с детьми тет-а-тет минимум 15 минут в день. Многие скажут, что разговаривают больше. Но давайте уберем из этих бесед темы: «Ты поел?», «А что поел?», «Как там в школе?», «Какие у тебя оценки?», «Что вам задали?», «Уроки сделал?», «Так что ты всё-таки поел?». В остатке будет не так уж и много, а 15 минут могут показаться вечностью.
О чём же говорить с детьми и какие вопросы задавать, чтобы не получать в ответ стандартное «нормально»? Для начала нужно перестать спрашивать стандартное: «Как дела?». Стереотипные темы и вопросы создают иллюзию общения – нам кажется, что мы в контакте с ребенком, а на самом деле ничего о нём не знаем.
«Ну что ты мне допрос устраиваешь?! Не хочу я отвечать на эти вопросы. Я хочу говорить о том, что мне интересно», – как-то заявил мне сын. Это было очень отрезвляюще и очень честно. К подростковому возрасту дети настолько устают от наших автоматических вопросов, что они не только не хотят больше играть в автоматические ответы, но иногда вообще отказываются общаться.
Это заставило меня задуматься над тем, как сделать общение с ребенком более личным и сокровенным, дающим возможность открывать мир друг друга, а также, как в ситуации постоянной нехватки времени всё-таки это время найти. Мы начали практиковать душевные семейные беседы за ужином. Яркое впечатление подразумевает как радостные, так и печальные события – то, что запомнилось больше всего. А вопрос о том, что нового я узнал, побуждает более внимательно относиться к происходящему вокруг. Мы выбрали именно эти темы, хотя список открытых вопросов для бесед, конечно же, ими не ограничивается:
• Какое настроение у тебя было в течение дня?
• Во что вы играли с друзьями?
• Что тебя сегодня расстроило (или напугало)?
• Что тебя сегодня порадовало (или насмешило)?
• Какую глупость ты сегодня сделал?
• Какой поступок, которым стоит гордиться, ты сегодня совершил?
• Что тебя сегодня удивило?
• Что сегодня было самым скучным?
В самом начале, когда такое общение только появляется в жизни семьи, разговоры не сразу складываются. Ведь настоящая беседа подразумевает внимание к себе и своему опыту, в том числе умение его анализировать. Этому тоже нужно учиться. Дети младшего возраста могут испытывать проблемы с описанием своего дня: они часто говорят, что, мол, у них ничего не происходило. Тогда поможет такой приём: попросите ребёнка вспомнить хронологию событий в течение дня, например: как он собирался в школу/сад, как шел/ехал туда; как встретился с друзьями; каким был первый урок, второй урок, а потом перерыв на обед и т.д. Когда вы перечисляете события, ребенок обязательно вспомнит что-то, что его взволновало на каком-то из этих этапов. Со временем он научится рассказывать о себе и своих переживаниях без дополнительной помощи.
На самом деле дети обожают эти семейные беседы и очень скоро начинают напоминать: «А давайте новостями делиться! Мы же сегодня еще не обсуждали, как у кого дела». Это становится приятным, объединяющим времяпрепровождением. Главное помнить, что беседа – не допрос. Тон беседы важен точно так же, как и сама беседа. Пусть разговор будет теплым, плавным и очень душевным. Не критикуйте, не оценивайте, не давайте советов, которых ребенок не просит. Просто наслаждайтесь рассказами друг друга.
Обязательно сами делитесь новостями, открытиями и тем, что у вас в течение дня произошло. Если дети не знают с чего начать – расскажите о себе первым. Это вдохновит ребенка на собственный рассказ. И не обязательно это должно быть что-то образцово-показательное – не бойтесь «потерять лицо»: история о том, как вы облились чаем на работе, покажет ребенку, что вы можете ошибаться, а также умеете смеяться над собой. Дети обожают, когда родители рассказывают про то, какую глупость они сегодня совершили.
Когда вы делитесь своими впечатлениями и историями, это не только сближает вас с ребенком, но и подталкивает к собственному развитию. Рассказ о том, как прошел день и чему новому вы научились, становится своеобразным самоанализом и важными вопросами самому себе: «А что происходит в моей жизни? Продолжаю ли я развиваться? Что интересного я могу рассказать своему ребенку и чему его научить?»
Детям, особенно подросткам, также важны истории родителей из детского периода и периода взросления – о том, как они справлялись с проблемами и сложными ситуациями. Через этот опыт подростки учатся преодолевать трудности и решать непростые вопросы, которыми наполнен период взросления. Именно поэтому подросткам нужно чуть больше внимания и приватности в общении. Конечно, лучше поговорить с каждым ребенком с глазу на глаз. Но если для детей доподросткового возраста общая беседа за столом не мешает рассказать про свои новости и переживания, то для подростка необходима более интимная обстановка и свои, особенные темы. Обсудите с ним в индивидуальной беседе:
• «Как твои дела с друзьями?» Отношения со сверстниками – это фактически единственное, что его в этот период волнует. Спрашивайте, как его друзья и как складываются отношения с ними. Делайте это персонифицировано, с именами. Например: «Ты рассказывал, что вы вчера поссорились с Васей. Как у вас сегодня?» И помните, что это должно идти не от желания допросить, а от искреннего интереса к жизни ребенка.
• «Могу ли я что-то для тебя сделать?» («Нужна ли тебе какая-то помощь/поддержка от меня?») Этот вопрос задавать подросткам очень важно: они не всегда сами придут за помощью, но очень часто в ней нуждаются.
• «Может быть, мы вместе что-то поделаем?» Этот вопрос снимает стандартный контекст «обязаловки», вроде «садись делать уроки» или «иди мой посуду», и становится приглашением отвлечься и провести время за каким-то приятным совместным занятием.
Помимо фильмов это может быть что угодно: книги, игры, любой предмет, который увлекает вашего ребенка и то, что вы могли бы пообсуждать вместе. Например: «Я сегодня посмотрела интересный ролик на YouTube – хочу тебе его показать. Мне кажется, он тебя заинтересует». Не важно, что вы выберете для обсуждения – выставку современного художника или новую компьютерную игру. Правило только одно: это должно быть интересно вам обоим. Не нужно обсуждать что-то «высокодуховное» только для того, чтобы выполнить программу «Я хороший родитель», когда при этом вы оба зеваете. Найдите то, что по-настоящему захватывает вас обоих.
Экспериментируйте, придумывайте темы для бесед, будьте открыты. Качественное общение, когда вы с ребенком искренне вовлечены в совместный диалог, очень сближает. Вы начинаете понимать, чем живет ваш ребенок и что его беспокоит, открываете для себя его мир. Поэтому не лишайте себя удовольствия от общения друг с другом и оставайтесь с детьми в контакте.
И, помните уважаемые родители, что воспитание детей – это инвестиции в наше будущее!
Контакты организаций и специалистов, оказывающих психологическую консультационную помощь родителям в дистанционном формате
Контакты организаций и специалистов, оказывающих психологическую консультационную помощь родителям в дистанционном формате
№п/п | Наименование организации | Контакты | Режим работы |
1 | Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Нижегородской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" | Арюхова Мария Евгеньевна, педагог- психолог – 8(969)7631617; Ведерникова Лилия Леонтьевна, педагог-психолог - 8(986)7666494; Скорадешкина Ольга Владимировна, педагог-психолог - 8(908)1622600; Щепоткина Светлана Анатольевна, педагог-психолог - 8(920)0162047. |
понедельник-пятница с 09.00 до 18.00 ч. |
2 | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г.Дзержинска | Телефон для записи на онлайн-консультации 8(831)326-02-11 | понедельник- пятница с 09.00 до 17.00 ч. |
Телефон доверия 8(831)326-74-48 | круглосуточно | ||
3 | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи" г.Бор | Телефон горячей линии и запись на онлайн-консультацию 8(831)599-22-20 | понедельник-пятница с 09.00 до 17.00 ч. |
4 | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества" г.Сергач | Телефон горячей линии и запись на онлайн-консультацию 8(831)915-56-69 | понедельник-пятница с 07.00 до 19.00 ч. |
5 | Частное учреждение дополнительного образования "Сема" г.Нижний Новгород | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(908)1648830 | понедельник-пятница с 09.00 до 20.00 ч. |
6 | Частное дошкольное образовательное учреждение "ДИВО" г.Нижний Новгород | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(831)217-0-100 | понедельник-пятница с 09.00 до 20.00 ч. |
7 | Общественная организация родителей детей-инвалидов "Созвездие" г. Выксы | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(930)667-40-30 | понедельник-пятница с 8.00 до 20.00 ч. |
8 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(903)6080228 | понедельник-пятница с 08.00 до 20.00 ч. |
9 | Нижегородский общественный фонд содействия и развития спорта и молодёжной политики "Дружба" | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(831)213-55-11 | понедельник-пятница с 09.00 до 17.00 ч. |
10 | Частное образовательное учреждение религиозной организации "Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (московский Патриархат)" "Православная гимназия во имя Святых Кирилла и Мефодия" | Телефон для записи на онлайн-консультацию 8(920)0635598 | понедельник-пятница с 08.00 до 17.00 ч. |
Безопасность детей в интернете. Правила поведения
Ребенок должен знать, что в сети нужно следовать тем же правилам, что и в реальной жизни:
● Будьте вежливы.
● Уважайте людей и их мнение.
● Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников.
● Не экономьте своё время на "условностях" типа правил хорошего тона или правил грамматики и орфографии.
● Вступаю в дискуссии, избегайте употребления брани и ругательств, даже если ваши собеседники сознательно провоцируют вас на это.
● Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами.
Время на детей есть!
О чём мы говорим c детьми, когда встречаемся с ними в конце рабочего дня? В большинстве случаев задаем вопрос: «Как дела?». Слышим ответ: «Нормально», обмениваемся еще парой дежурных фраз и расходимся по своим комнатам. Вот и пообщались.
То, что с детьми надо разговаривать, ни для кого не новость. Хороший глубокий разговор – основа доверительных отношений, которые, в свою очередь, помогут «не потерять» ребенка. Поэтому психологи рекомендуют общаться с детьми тет-а-тет минимум 15 минут в день. Многие скажут, что разговаривают больше. Но давайте уберем из этих бесед темы: «Ты поел?», «А что поел?», «Как там в школе?», «Какие у тебя оценки?», «Что вам задали?», «Уроки сделал?», «Так что ты всё-таки поел?». В остатке будет не так уж и много, а 15 минут могут показаться вечностью.
О чём же говорить с детьми и какие вопросы задавать, чтобы не получать в ответ стандартное «нормально»? Для начала нужно перестать спрашивать стандартное: «Как дела?». Стереотипные темы и вопросы создают иллюзию общения – нам кажется, что мы в контакте с ребенком, а на самом деле ничего о нём не знаем.
«Ну что ты мне допрос устраиваешь?! Не хочу я отвечать на эти вопросы. Я хочу говорить о том, что мне интересно», – как-то заявил мне сын. Это было очень отрезвляюще и очень честно. К подростковому возрасту дети настолько устают от наших автоматических вопросов, что они не только не хотят больше играть в автоматические ответы, но иногда вообще отказываются общаться.
Это заставило меня задуматься над тем, как сделать общение с ребенком более личным и сокровенным, дающим возможность открывать мир друг друга, а также, как в ситуации постоянной нехватки времени всё-таки это время найти. Мы начали практиковать душевные семейные беседы за ужином. Яркое впечатление подразумевает как радостные, так и печальные события – то, что запомнилось больше всего. А вопрос о том, что нового я узнал, побуждает более внимательно относиться к происходящему вокруг. Мы выбрали именно эти темы, хотя список открытых вопросов для бесед, конечно же, ими не ограничивается:
• Какое настроение у тебя было в течение дня?
• Во что вы играли с друзьями?
• Что тебя сегодня расстроило (или напугало)?
• Что тебя сегодня порадовало (или насмешило)?
• Какую глупость ты сегодня сделал?
• Какой поступок, которым стоит гордиться, ты сегодня совершил?
• Что тебя сегодня удивило?
• Что сегодня было самым скучным?
В самом начале, когда такое общение только появляется в жизни семьи, разговоры не сразу складываются. Ведь настоящая беседа подразумевает внимание к себе и своему опыту, в том числе умение его анализировать. Этому тоже нужно учиться. Дети младшего возраста могут испытывать проблемы с описанием своего дня: они часто говорят, что, мол, у них ничего не происходило. Тогда поможет такой приём: попросите ребёнка вспомнить хронологию событий в течение дня, например: как он собирался в школу/сад, как шел/ехал туда; как встретился с друзьями; каким был первый урок, второй урок, а потом перерыв на обед и т.д. Когда вы перечисляете события, ребенок обязательно вспомнит что-то, что его взволновало на каком-то из этих этапов. Со временем он научится рассказывать о себе и своих переживаниях без дополнительной помощи.
На самом деле дети обожают эти семейные беседы и очень скоро начинают напоминать: «А давайте новостями делиться! Мы же сегодня еще не обсуждали, как у кого дела». Это становится приятным, объединяющим времяпрепровождением. Главное помнить, что беседа – не допрос. Тон беседы важен точно так же, как и сама беседа. Пусть разговор будет теплым, плавным и очень душевным. Не критикуйте, не оценивайте, не давайте советов, которых ребенок не просит. Просто наслаждайтесь рассказами друг друга.
Обязательно сами делитесь новостями, открытиями и тем, что у вас в течение дня произошло. Если дети не знают с чего начать – расскажите о себе первым. Это вдохновит ребенка на собственный рассказ. И не обязательно это должно быть что-то образцово-показательное – не бойтесь «потерять лицо»: история о том, как вы облились чаем на работе, покажет ребенку, что вы можете ошибаться, а также умеете смеяться над собой. Дети обожают, когда родители рассказывают про то, какую глупость они сегодня совершили.
Когда вы делитесь своими впечатлениями и историями, это не только сближает вас с ребенком, но и подталкивает к собственному развитию. Рассказ о том, как прошел день и чему новому вы научились, становится своеобразным самоанализом и важными вопросами самому себе: «А что происходит в моей жизни? Продолжаю ли я развиваться? Что интересного я могу рассказать своему ребенку и чему его научить?»
Детям, особенно подросткам, также важны истории родителей из детского периода и периода взросления – о том, как они справлялись с проблемами и сложными ситуациями. Через этот опыт подростки учатся преодолевать трудности и решать непростые вопросы, которыми наполнен период взросления. Именно поэтому подросткам нужно чуть больше внимания и приватности в общении. Конечно, лучше поговорить с каждым ребенком с глазу на глаз. Но если для детей доподросткового возраста общая беседа за столом не мешает рассказать про свои новости и переживания, то для подростка необходима более интимная обстановка и свои, особенные темы. Обсудите с ним в индивидуальной беседе:
• «Как твои дела с друзьями?» Отношения со сверстниками – это фактически единственное, что его в этот период волнует. Спрашивайте, как его друзья и как складываются отношения с ними. Делайте это персонифицировано, с именами. Например: «Ты рассказывал, что вы вчера поссорились с Васей. Как у вас сегодня?» И помните, что это должно идти не от желания допросить, а от искреннего интереса к жизни ребенка.
• «Могу ли я что-то для тебя сделать?» («Нужна ли тебе какая-то помощь/поддержка от меня?») Этот вопрос задавать подросткам очень важно: они не всегда сами придут за помощью, но очень часто в ней нуждаются.
• «Может быть, мы вместе что-то поделаем?» Этот вопрос снимает стандартный контекст «обязаловки», вроде «садись делать уроки» или «иди мой посуду», и становится приглашением отвлечься и провести время за каким-то приятным совместным занятием.
Помимо фильмов это может быть что угодно: книги, игры, любой предмет, который увлекает вашего ребенка и то, что вы могли бы пообсуждать вместе. Например: «Я сегодня посмотрела интересный ролик на YouTube – хочу тебе его показать. Мне кажется, он тебя заинтересует». Не важно, что вы выберете для обсуждения – выставку современного художника или новую компьютерную игру. Правило только одно: это должно быть интересно вам обоим. Не нужно обсуждать что-то «высокодуховное» только для того, чтобы выполнить программу «Я хороший родитель», когда при этом вы оба зеваете. Найдите то, что по-настоящему захватывает вас обоих.
Экспериментируйте, придумывайте темы для бесед, будьте открыты. Качественное общение, когда вы с ребенком искренне вовлечены в совместный диалог, очень сближает. Вы начинаете понимать, чем живет ваш ребенок и что его беспокоит, открываете для себя его мир. Поэтому не лишайте себя удовольствия от общения друг с другом и оставайтесь с детьми в контакте.
И, помните уважаемые родители, что воспитание детей – это инвестиции в наше будущее!
Профилактика зависимости от психоактивных веществ
Программа "Наркомарафон"
Программа "Спорный приговор"