РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Детский телефон доверия

Советы и рекомендации педагога-психолога при подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

Если бы  у вас спросили, какую картинку вы себе представляете, когда слышите слово «тренировка», подавляющее большинство начало бы описывать тренажерный зал и потеющих на спортивных снарядах и тренажерах людей.

Оно-то так, накачивать свое тело можно и нужно, но  с помощью специальных упражнений можно тренировать и наш мозг.

Мозг очень хитрый: если длительное время его не нагружать, он начинает лениться, а страдают от этого, прежде всего, ваша память и внимание. 

Вспомните, как тяжело вам было возвращаться к учебе после летних каникул, как тяжело было сосредотачиваться на уроках на словах преподавателя, а подготовка к занятиям вообще превращалась в ад, ведь запоминать информацию было невероятно сложно.

Но, чем больше вы занимались, тем легче вам было запоминать новую информацию, и процесс подготовки к урокам занимал все меньше и меньше времени.

Развитием памяти и внимания необходимо заниматься в любом возрасте, ведь от их качества зависят ваши успехи и на работе, и в обыденной жизни.

От чего зависит эффективность развития памяти и внимания?

Одним людям везет: им от природы дается хорошая память и умение концентрировать свое внимание на деталях.

А если человек с хорошими природными данными еще и не ленится проводить тренировки своей памяти и внимания, то он может достичь больших успехов в жизни.

А вот некоторым нужно хорошо постараться, чтобы расширить возможности своей памяти и внимания.

На сегодняшний день, одним из лучших онлайн-сервисов по развитию и улучшению производительности памяти, внимания, мышления — является «Викиум».

Данный сервис построен на увлекательных и логичных играх, которые не дадут вашему мозгу и памяти «засохнуть»!

Если хотите:
💼 Держать мозг в тонусе в течение учебного дня
💡 Дольше сохранять остроту и ясность ума
📝 Улучшить обучаемость

Тогда кликайте по онлайн-сервису «Викиум» и начинайте развиваться уже сегодня!

 pps001.jpg

Итак, увеличить продуктивность памяти и внимания можно, если:

  1. Ставить перед собой одну задачу, а не несколько.

Вы не Юлий Цезарь, не пытайтесь одновременно делать все и сразу.

Если вы разговариваете с кем-то, то слушайте собеседника, а не разговаривайте попутно по  своему телефону.

Рассеивая свою память и внимание на несколько дел сразу, вы снижаете их эффективность.

  1. Правильно питайтесь.

Если вы травите свой организм одной гадостью, то как можете требовать от своего мозга высокой эффективности?

Мозгу нужны фрукты, овощи, орехи, сухофрукты, жирные сорта рыбы, печень, говядина, зелень, яйца.

  1. Не перегружайте свой мозг.

Знаете, как эффективнее всего тренировать мышцы в спортивном зале: такой системе «тренировка – несколько дней отдыха – тренировка».

С памятью и вниманием все точно так же.

Уставший мозг не способен эффективно работать.

  1. Не ешьте всю подряд информацию.

Мы с вами живем в мире информационных атак, а наш мозг устроен так странно, что он стремится запоминать всякую ненужную информацию, зато с легкостью забывает то, что действительно важно.

Чтобы исправить это, не перегружайте его ненужной информацией.

  1. Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе.

Это помогает насытить мозг кислородом, улучшить работоспособность и увеличить мозговую активность.

Тренировка памяти и внимания

без отрыва от обычных дел

Сделать это можно при помощи:

  1. Чтения.

Пусть у вас появится привычка читать перед сном не менее 20 страниц из книги.

И не просто читайте, а запоминайте то, что читаете и перессказывайте себе прочитанное.

  1. Походов в магазин.

Да, покупку продуктов в магазине можно превратить в тренировку памяти и внимания, если не брать с собой написанный на листке список покупок,который написала мама, а выучить его наизусть.

Пусть поначалу вы будете что-то забывать купить, но постепенно способности вашего мозга к запоминанию и концентрации внимания будут расширяться.

  1. Бесед с людьми.

Во-первых, внимательно слушайте собеседника, чтобы не пропустить ничего из того, что он говорит, а во-вторых, внимательно рассматривайте его, пытаясь запомнить цвет глаз, элементы одежды и т.д.

После беседы прокрутите в голове все детали разговора и внешнего вида собеседника.

Так, вы сможете тренировать и зрительную, и слуховую память.

Вот несколько простейших способов, с помощью которых можно стимулировать развитие своей памяти и внимания:

  1. Передвигаясь по улице, старайтесь запоминать номера проезжающих мимо автомобилей.
  2. Возьмите листок и запишите имена и фамилии персонажей любимого сериала, а также – актеров, которые их играют.Проверьте, сколько ошибок вы сделали.
  3. Учите наизусть стихи, тексты песен, иностранные слова.
  4. Ходите постоянно новыми пешими маршрутами и рассматривайте здания, которые видите.

Как развить фотографическую память?

А еще повысить работоспособность обоих полушарий помогает поочередное выполнение обыденных дел (есть, расчесываться, писать и т.д.) то левой, то правой рукой.

5 эффективных упражнений для тренировки памяти и внимания

Для тех, кто не лениться развивать свою память и внимание, я предлагаю несколько эффективных и простых упражнений, выполняя которые хотя бы несколько раз в неделю, можно добиться отличных результатов:

  1. Запомните расположение черточек в верхней части рисунка, а затем, закрыв его, добавьте недостающие линии в нижней части рисунка.
    pps002.jpg
  2. В течение минуты запоминайте список слов:
    • слон;
    • изба;
    • речка;
    • мама;
    • вьюга;
    • невод;
    • тигр;
    • школа;
    • санки;
    • поезд.

А теперь воспроизведите этот список на бумаге, не подглядывая на экран.

  1. Найдите запись каких-то поэтических чтений.

Прослушивая по строфе каждого из стихотворений, попытайтесь воспроизвести услышанное.

Постепенно усложняйте себе задание, пытаясь запомнить сразу 2-е строфы.

  1. Внимательно рассматривайте картинку в течение минуты:
    pps003.jpg

А теперь воспроизведите в алфавитном порядке названия животных, которых вы увидели на картинке.

  1. Посмотрите в окно.

Сосредоточьтесь на одной из веточек дерева, которое вы видите, и через минуту воспроизведите на бумаге ее изображение, расположение листиков, угол наклона и т.д.

Также, хотим вам предложить множество интересных онлайн-упражнений,

построенных на основе увлекательных игр для развития памяти и внимания:

Простое и приятное упражнение на развитие памяти и внимания – разгадывание кроссвордов и ребусов.

Если вы много путешествуйте, то обязательно возите с собой сборник кроссвордов и разгадывайте их на досуге.

Четыре самых эффективных упражнения для развития непроизвольного внимания.

Упражнение 1. Прогулка. Замечаем необычное.

Пройдите по знакомому маршруту особым образом. Заметьте те вещи и предметы, которые раньше видели лишь вскользь. Рассмотрите деревья и растения на клумбах.

Обратите внимание на максимальное количество незначительных мелочей. На то, какой краской окрашены заборы, сосчитайте количество люков на вашем маршруте и сколько поворотов необходимо пройти, окрашены ли бровки на бордюрах и какой они высоты.

Это упражнение тренирует наблюдательность и память.

Упражнение 2. Другие условия.

  • Помещайте предметы, которые вы видели, например, при свете в полумрак.
  • Понаблюдайте за вашими ощущениями при переходах. Что Вы чувствуете при переключении приятной музыки к ужасной какофонии? Примите контрастный душ и понаблюдайте за переключением зрения с одного объекта на другой.
  • Поэкспериментируйте со степенью действия раздражителя. Переход с пастельных красок на очень яркие цвета.
  • Что вы ощущаете, когда в тишину врывается очень громкий звук? Пробегите отрезок пути изо всех сил и остановитесь. Ощутите, как сердце начинает успокаиваться и кровь течь медленней по венам.

Упражнение 3. Сфера интересов других людей.

Отметьте, что интересует других людей, на что они обращают внимание, и как видят мир. Вы поймете, что видите лишь незначительную часть мира, остальное же просто ускользает.

Упражнение 4. Путешествие в прошлое.

Вернитесь в любую ситуацию прошлого. Постарайтесь вспомнить максимальное количество мелочей. Свои чувства и эмоции в тот момент.

Семь простых упражнений для развития произвольного внимания.

Для достижения результата от тренировок нужно:

  1. Сформировать психологическую установку — высокую степень готовности к действиям.
  2. Необходимо довести процесс до автоматизма. Это происходит в три этапа. Начинается со знакомства с действием и овладения элементами. Потом происходит объединение элементов в целое. Затем следует многократное повторение до результата.

Упражнение 1

На чистом листе бумаги карандашом начните рисовать линию. Ведите ее плавно и не спеша. Полностью сосредоточьтесь на ней. Заметили, что отвлеклись? Рисуйте пик и продолжайте. Хороший результат, когда за 3 минуты ни одного пика.

Упражнение 2

Называйте цвета слов при чтении. Это кажется очень простым, но без тренировки сделать сложно. Проверьте себя. Именно цвет слова, а не его написание.
pps004.jpg

Упражнение 3

Попробуйте читать вдумчиво. Не отвлекайтесь. Если поймали себя на этом, вернитесь снова к чтению. Полностью сконцентрируйтесь и попробуйте понять глубинный смысл книги.

Упражнение 4

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Упражнение 5

В этом простом задании вам нужно всего лишь найти мужскую голову среди зерен кофе. И засечь время, за которое вы справились с задачей.
pps005.jpg

До 3 секунд. Правое полушарие развито отлично. До 1 минуты — хорошо. 1-3 минуты говорит о том, что обязательно нужно работать над собой.

Упражнение 6

При просмотре телевизора поставьте рядом часы. Наблюдайте за секундной стрелкой ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь. Если с первого раза не получится, тренируйтесь! Это упражнение должно хорошо получаться как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение 7

Это упражнение можно делать в любом возрасте. Сосредоточьтесь и соедините точки с одинаковыми номерами глазами.
pps006.jpg

Упражнение 8

Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке.

pps007.jpg

Как видите, не такое это уж и сложное занятие – тренировка памяти и внимания, – особенно, если не лениться.

Успехов!

Как справиться со стрессом?

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ

ЕГЭ дышит в затылок, говорит: «Привет, это я, и лучше бы тебе меня бояться!» Этого точно не стоит делать! Мы расскажем, какими приёмами воспользоваться, чтобы побороть страх на экзамене.

 

Обращаю внимание, что данный инструктаж посвящён тем, кто хоть что-то учил, с одной стороны, и тем, у кого, скажем так, «зашкаливает» мотивация, то есть кому грезится, что в случае даже небольшого отклонения полученного ими результата от предполагаемого случится конец света, явленный только им, избранным «непобедителям» всех времён и народов.

Начнём с того, что экзамен — это стресс. Здесь есть хорошая новость и плохая. Хорошая: наша психика при помощи ретикулярной формации вырабатывает какое-то количество энергии, или возбуждения, которое попадает в подкорку, приобретая направленность одного из наших инстинктов — самосохранения, размножения и иерархического. То есть мы боимся за жизнь, хотим размножиться и хотим занимать какое-то, желательно приличное, место среди людей. Затем в коре эта энергия соединяется с поступающими извне раздражителями: на тебя едет машина, видишь привлекательного человека противоположного пола, видишь кого-то в инстаграме, у кого всё в шоколаде, и тебе больно, потому что ты ведь тоже так хочешь. Благодаря возникающему на этом стыке образу желаемого будущего идёшь что-то делать. То есть результатом выработанной энергии должно стать действие. При стрессе выделяется адреналин, позволяющий это самое действие усилить или улучшить в разы, то есть это для нас самый настоящий допинг, так что первое, что рекомендую сделать, — переформулировать у себя в голове понятие стресса: это не «ужас и кошмар, которого надо бояться», а «ситуация повышенной работоспособности по достижению самого лучшего результата». Проще: «О, волнуюсь, чувствую возбуждение, надо срочно идти и делать, пока залили бензин экстра-класса, а то спущу на холостых оборотах». В случае предстоящего экзамена это состояние позволяет мобилизоваться, больше и дольше учить материал, заниматься с большей сосредоточенностью, не отвлекаться, то есть позволяет выучить больше за меньшее количество времени. На самом экзамене это состояние даёт повышение эффективности при использовании умственной энергии в конкретный момент времени

Плохая новость: экзамен — это не всегда, когда тот, кто больше учил и лучше знает, получает максимальный балл

Почему? Экзамен — это тест на самоконтроль. То есть тот, кто умеет себя контролировать, держать себя в руках и мобилизовать энергию в русло конкретного выполнения желаемого действия, выигрывает и сдаёт лучше того, кто оказывается охвачен тревогой полностью, чья тревога превышает способность себя контролировать. Самоконтроль и самообладание в подобных ситуациях, как и любой навык, поддаются тренировке. Чем больше экзаменов пройдено человеком, тем этот навык более «прокачан», поэтому всегда говорю родителям: секции, занятия музыкой, спортом, танцами и, как следствие, выступления, соревнования, экзамены — всё это в какой-то момент здорово сыграет на руку ребёнку, помимо общего развития.

Читайте также:

 stress01.png

«Да мне вообще ваш ЕГЭ не сдался». Как общаться с ребёнком перед экзаменом

Итак, переходим к способам доведения тревоги до уровня «нормально справляюсь». На листочке бумаги пишем список своих экзаменационных страхов. Чего вы конкретно боитесь? Почему вы боитесь экзамена? Что случится, если вы не сдадите экзамен так хорошо, как ожидаете? Призываю вас делать это именно в письменном виде: мозг проделает работу гораздо эффективнее, пытаясь найти письменную формулировку, что внесёт больше ясности, так будет проще с этим иметь дело в дальнейшем.

Напротив каждого страха надо написать варианты того, что вы будете делать, если это самое нежелательное произойдёт

То есть готовим себе варианты отхода, снимая повышенный уровень тревоги. Суть в том, что безвыходных ситуаций не бывает, но мы этот тезис, будучи в тревоге, игнорируем со страшной силой. Ставим в голове точку на пугающем своей катастрофичностью образе (не поступлю в институт) — и всё, с этого места эмоция начинает нас болтать, как корабль во время шторма, и рациональные мысли не могут пробить хаос эмоциональной реакции. Важно придумать себе разумные варианты «а что потом?», чтобы нерациональные мысли не выбивали вас из адекватного состояния.

 Возможные варианты страхов:

  1. Боюсь, что не наберу нужного количества баллов и не поступлю туда, куда хочу. Даже если вы не получите нужного количества баллов, у вас всё равно есть альтернатива — поступить в другой вуз на другой факультет и потом через год попробовать перевестись туда, куда вы хотели. Или вдруг вам понравится там, куда вы смогли поступить. Такой список реальных действий по исправлению ситуации не совсем ожидаемого финала экзамена поможет вам подготовить себя к более низкому результату, принять его и спокойно наметить пути и задачи на будущее, что делать и как поступить. Такой приём однозначно снимет с экзамена ярлык «определяет всё моё дальнейшее будущее и судьбу», естественно понижая тревогу до приемлемого уровня, с которым уже можно идти на покорение всего лишь одной из своих многочисленных высот в жизни.
  2. Боюсь недовольства или разочарования со стороны родителей. Это тоже не конец света, с ними, честное слово, можно поговорить как до, так и после экзамена. Разговор до: сказать, что вам нужна их поддержка, а не осуждение, что они вам дороги и вы боитесь их расстроить (такое признание в любви разоружит любого из скалы сделанного родителя). Разговор после: показать им, что вы настроены решительно, что экзамен не сломал вас и что вы будете идти дальше вперёд и стараться добиться поставленных целей. Родители любят вас, их досада и разочарование вызваны по большей части беспокойством о вас и желанием, чтобы у вас в жизни всё получилось. У всех нормальных людей, в том числе и у ваших родителей, были свои неудачи и промахи, и они справились. Справитесь и вы, для этого только нужно своими действиями помочь родителям продолжать верить в вас: не расслабляться, падая жертвой несправедливых обстоятельств, а продолжать учиться, работать над собой.
  3. Боюсь негативной оценки со стороны учителей или боюсь разочаровать педагогов. Поверьте, у них имеется свой страх — «загрузиться» чувством вины из-за того, что они вас плохо научили. Так что они будут частично чувствовать ответственность за ваш результат, поэтому поводов измываться над вами у них гораздо меньше, чем вам кажется.
  4. Боюсь, что что-то забуду или не смогу решить какую-то особо сложную задачу.
  5. Боюсь, что не выдержу напряжения, наступит паника, и я всё завалю.

Далее перечислю конкретные способы «пустить потише» эти два последних страха, но предварительно надо произвести универсальный манёвр. Вспомните, что у вас уже точно есть какие-то личные победы, успехи, хорошие результаты. Восстановите в памяти весь ваш удачный опыт и опирайтесь на него как на то, что это уже сделали вы, а не кто-то другой! Именно вы смогли это сделать! Это называется самоподдержка.

Цените и хвалите себя за свои удачи и опирайтесь на ваш бесценный прошлый опыт: «Раз тогда смог (ла), то и сейчас есть шанс!» Доверие к собственному мозгу, который во многом неконтролируем нами, но который может нам вполне себе неплохо помогать, когда нужно!

Читайте также:

 stress02.png

Меньше спорта, больше сладкого и никаких ноотропов: советы педиатра, как жить накануне экзаменов

Итак, что делать, если начинается сильный приступ тревоги и вы начинаете ощущать, что ничего не соображаете, кошмар и ужас?

  • Самый простой и доступный вариант — это глубоко подышать животом: представьте, что у вас в животе надувается и сдувается воздушный шарик. Надуваем его через нос на счёт раз-два-три и сдуваем через рот, губы трубочкой, на счёт раз-два-три-четыре. Так четыре-шесть раз. Это поможет успокоить сердечный ритм, учащающийся при панике, и поможет успокоиться, помимо самого эффекта дыхания, ещё и за счёт того, что, переводя внимание на дыхание, мозг «отвязывается» от навязчивых панических мыслей, подогревающих тревогу: «Всё, кошмар, ничего не успеваю, не знаю, что писать, как решать и прочее».
  • Ещё вариант с телом — упражнение «сваренные макароны»: поочередно то напрягаемся по максимуму, воображая «я — твердая макаронина или много макарон», то полностью расслабляемся, как будто нас, макарошек, сварили, «и вот я уже паста». 30 секунд — напряжение, 30 секунд —расслабление, и так четыре-пять раз. Напряжение должно быть максимальным, тело должно реально устать и захотеть расслабиться, тем самым избавляемся от тревоги: её не может быть в расслабленном теле. Потренируйте до экзамена, чтобы почувствовать, что это действительно работает.
  • Ещё один «весёлый» вариант — наши эмоции всегда как-то отражаются в теле: меняется мимика, поза, движения. Например, от смущения краснеет лицо, от стыда мы замираем и перестаём дышать. Попробуйте проделать обратный манёвр: усилием воли во время паники начните улыбаться. Сработает обратный механизм: при улыбке начинает возникать радость, вспоминается что-то весёлое, тревога не сможет удержаться и начнет отступать. Поэкспериментируйте дома — уверяю, получите неожиданный эффект.
  • Не пытайтесь целенаправленно подавить тревогу, уговаривая себя успокоиться, взять себя в руки и прочее. Помните, что любая эмоция имеет начало и конец, и надо чётко понимать, что так устроена наша эмоциональная жизнь. Если бы это было не так, счастье или радость можно было бы поставить на паузу и длить сколько хочешь. К сожалению, так сделать нельзя. Проходит любая эмоция, страх и тревога тоже пройдут — так работает человеческий организм.

Если же эмоцию подавлять, процесс будет забирать энергию, а энергия нужна мозгу для выполнения экзаменационных задач, поэтому экономим и просто ждём или ускоряем процесс прохождения эмоции через ваш организм следующими двумя шагами на выбор:

  1. «Войти в контакт с тревогой или паникой». Прямо так и поговорить мысленно со своим страхом: «О боже, началось, ужас, кошмар, а-а-а! Я боюсь, я паникую, меня всего трясёт». Желательно при этом дать телу возможность как следует пропустить через себя страх — поёрзать, лихорадочно потрястись всем телом, подергаться, подражать в буквальном смысле от страха. Опять же направляя луч нашего внимания на ощущения в теле, вызванные конкретной эмоцией, мы как бы пытаемся её ухватить, осознать.

Эмоция — это бессознательная реакция, поэтому, пытаясь её вывести на свет сознания, мы как бы нарушаем естественный механизм её протекания, то, для чего она призвана быть в нашем организме. Тогда мы меняем свою цель в данный момент, начинаем фокусироваться на задаче определить, где эмоция — в груди, в сердцебиении, в холодных руках, на лбу, покрывшемся потом, — и эта другая установка делает неактуальной прежнюю, понимаете?

Та установка, вследствие которой началась эмоциональная реакция паники, заменяется другой — найти её в теле. Соответственно, прежняя эмоциональная реакция на прежнюю задачу теряет актуальность и исчезает.

Читайте также:

stress03.jpg

 Пережить ЕГЭ вместе с ребёнком и сохранить себе нервы (это реально)

  1. Другой вариант — написать разговор со своим страхом в юмористическом ключе дома и потренировать его, чтобы на экзамене он сам собой пришёл вам в голову в нужный момент. Например: «Привет, страх! Решил меня навестить? Окей, хочешь руку, ногу или голову? Или заскочишь к сердцу — постучите там вместе, как супер-рок-бэнд! Давай, сильнее, громче! О, я чувствую, ты даёшь мне разогреться, я весь вспотел (или, в случае если вы цепенеете от страха, — „Ты овладел мной полностью, страх, я окаменела, я теперь сама Снежная королева!“). Ах, ты уже покидаешь меня? Ну да, тебе надо ещё и других попугать, конечно, столько дел! Ну, до новых встреч, страх!»

Аналогичный вариант, но с рисунком — нарисовать страх, пририсовать ему что-то весёленькое, опять же поговорить в стиле «Спасибо, что зашёл меня навестить, господин Страх. Хочешь меня подстегнуть, чтобы я ещё лучше сдал экзамен? Ок, давай, ценю, большое спасибо!». Тем самым вы отвлечётесь на свою фантазию и придумывание диалога со страхом, и эмоция сменится юмористической разрядкой.

Важный момент — не бойтесь потратить на один или несколько из этих приёмов три-пять минут во время экзамена. Это лучше, чем значительно дольше цепенеть от страха или панически пытаться собраться, ещё больше провоцируя внутри себя тревогу и ужас провала.

УСПЕХОВ!

Социально-психологическая служба НКК

Правила безопасности, когда остался один дома

Этим правилам следует придерживаться не только детям, но и взрослым! А, если у вас есть младшие дети, племянники, пожилые родственники, думаю, не будет лишним напомнить им об этом! Вашему вниманию представлен ролик, который наглядно расскажет Вам об этих правилах. 

Профилактика наркотиков

Программа "Наркомарафон"

  • Наркомарафон. Выпуск 1

  • Наркомарафон. Выпуск 2

  • Наркомарафон. Выпуск 3

  • Наркомарафон. Выпуск 4

  • Наркомарафон. Выпуск 5

  • Наркомарафон. Выпуск 6

  • Наркомарафон. Выпуск 7

  • Наркомарафон. Выпуск 8

  • Наркомарафон. Выпуск 9

  • Наркомарафон. Выпуск 10

  • Наркомарафон. Выпуск 11

  • Наркомарафон. Выпуск 12

  • Наркомарафон. Выпуск 13


Программа "Спорный приговор"

  • Программа №1 Спорный приговор. Легкие деньги

  • Программа №2 Спорный приговор. Услышь меня!

  • Программа №3 Спорный приговор. Первая любовь

  • Программа №4Спорный приговор. Предательство

  • Программа №5 Спорный приговор. Третий лишний

  • Программа №6 Спорный приговор. Помоги мне

  • Программа №7 Спорный приговор.Доверься мне

БУКЛЕТ ОГЭ

Советы и рекомендации педагога-психолога при подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

Если бы  у вас спросили, какую картинку вы себе представляете, когда слышите слово «тренировка», подавляющее большинство начало бы описывать тренажерный зал и потеющих на спортивных снарядах и тренажерах людей.

Оно-то так, накачивать свое тело можно и нужно, но  с помощью специальных упражнений можно тренировать и наш мозг.

Мозг очень хитрый: если длительное время его не нагружать, он начинает лениться, а страдают от этого, прежде всего, ваша память и внимание. 

Вспомните, как тяжело вам было возвращаться к учебе после летних каникул, как тяжело было сосредотачиваться на уроках на словах преподавателя, а подготовка к занятиям вообще превращалась в ад, ведь запоминать информацию было невероятно сложно.

Но, чем больше вы занимались, тем легче вам было запоминать новую информацию, и процесс подготовки к урокам занимал все меньше и меньше времени.

Развитием памяти и внимания необходимо заниматься в любом возрасте, ведь от их качества зависят ваши успехи и на работе, и в обыденной жизни.

От чего зависит эффективность развития памяти и внимания?

Одним людям везет: им от природы дается хорошая память и умение концентрировать свое внимание на деталях.

А если человек с хорошими природными данными еще и не ленится проводить тренировки своей памяти и внимания, то он может достичь больших успехов в жизни.

А вот некоторым нужно хорошо постараться, чтобы расширить возможности своей памяти и внимания.

На сегодняшний день, одним из лучших онлайн-сервисов по развитию и улучшению производительности памяти, внимания, мышления — является «Викиум».

Данный сервис построен на увлекательных и логичных играх, которые не дадут вашему мозгу и памяти «засохнуть»!

Если хотите:
💼 Держать мозг в тонусе в течение учебного дня
💡 Дольше сохранять остроту и ясность ума
📝 Улучшить обучаемость

Тогда кликайте по онлайн-сервису «Викиум» и начинайте развиваться уже сегодня!

 pps001.jpg

Итак, увеличить продуктивность памяти и внимания можно, если:

  1. Ставить перед собой одну задачу, а не несколько.

Вы не Юлий Цезарь, не пытайтесь одновременно делать все и сразу.

Если вы разговариваете с кем-то, то слушайте собеседника, а не разговаривайте попутно по  своему телефону.

Рассеивая свою память и внимание на несколько дел сразу, вы снижаете их эффективность.

  1. Правильно питайтесь.

Если вы травите свой организм одной гадостью, то как можете требовать от своего мозга высокой эффективности?

Мозгу нужны фрукты, овощи, орехи, сухофрукты, жирные сорта рыбы, печень, говядина, зелень, яйца.

  1. Не перегружайте свой мозг.

Знаете, как эффективнее всего тренировать мышцы в спортивном зале: такой системе «тренировка – несколько дней отдыха – тренировка».

С памятью и вниманием все точно так же.

Уставший мозг не способен эффективно работать.

  1. Не ешьте всю подряд информацию.

Мы с вами живем в мире информационных атак, а наш мозг устроен так странно, что он стремится запоминать всякую ненужную информацию, зато с легкостью забывает то, что действительно важно.

Чтобы исправить это, не перегружайте его ненужной информацией.

  1. Побольше физической активности и прогулок на свежем воздухе.

Это помогает насытить мозг кислородом, улучшить работоспособность и увеличить мозговую активность.

Тренировка памяти и внимания

без отрыва от обычных дел

Сделать это можно при помощи:

  1. Чтения.

Пусть у вас появится привычка читать перед сном не менее 20 страниц из книги.

И не просто читайте, а запоминайте то, что читаете и перессказывайте себе прочитанное.

  1. Походов в магазин.

Да, покупку продуктов в магазине можно превратить в тренировку памяти и внимания, если не брать с собой написанный на листке список покупок,который написала мама, а выучить его наизусть.

Пусть поначалу вы будете что-то забывать купить, но постепенно способности вашего мозга к запоминанию и концентрации внимания будут расширяться.

  1. Бесед с людьми.

Во-первых, внимательно слушайте собеседника, чтобы не пропустить ничего из того, что он говорит, а во-вторых, внимательно рассматривайте его, пытаясь запомнить цвет глаз, элементы одежды и т.д.

После беседы прокрутите в голове все детали разговора и внешнего вида собеседника.

Так, вы сможете тренировать и зрительную, и слуховую память.

Вот несколько простейших способов, с помощью которых можно стимулировать развитие своей памяти и внимания:

  1. Передвигаясь по улице, старайтесь запоминать номера проезжающих мимо автомобилей.
  2. Возьмите листок и запишите имена и фамилии персонажей любимого сериала, а также – актеров, которые их играют.Проверьте, сколько ошибок вы сделали.
  3. Учите наизусть стихи, тексты песен, иностранные слова.
  4. Ходите постоянно новыми пешими маршрутами и рассматривайте здания, которые видите.

Как развить фотографическую память?

А еще повысить работоспособность обоих полушарий помогает поочередное выполнение обыденных дел (есть, расчесываться, писать и т.д.) то левой, то правой рукой.

5 эффективных упражнений для тренировки памяти и внимания

Для тех, кто не лениться развивать свою память и внимание, я предлагаю несколько эффективных и простых упражнений, выполняя которые хотя бы несколько раз в неделю, можно добиться отличных результатов:

  1. Запомните расположение черточек в верхней части рисунка, а затем, закрыв его, добавьте недостающие линии в нижней части рисунка.
    pps002.jpg
  2. В течение минуты запоминайте список слов:
    • слон;
    • изба;
    • речка;
    • мама;
    • вьюга;
    • невод;
    • тигр;
    • школа;
    • санки;
    • поезд.

А теперь воспроизведите этот список на бумаге, не подглядывая на экран.

  1. Найдите запись каких-то поэтических чтений.

Прослушивая по строфе каждого из стихотворений, попытайтесь воспроизвести услышанное.

Постепенно усложняйте себе задание, пытаясь запомнить сразу 2-е строфы.

  1. Внимательно рассматривайте картинку в течение минуты:
    pps003.jpg

А теперь воспроизведите в алфавитном порядке названия животных, которых вы увидели на картинке.

  1. Посмотрите в окно.

Сосредоточьтесь на одной из веточек дерева, которое вы видите, и через минуту воспроизведите на бумаге ее изображение, расположение листиков, угол наклона и т.д.

Также, хотим вам предложить множество интересных онлайн-упражнений,

построенных на основе увлекательных игр для развития памяти и внимания:

Простое и приятное упражнение на развитие памяти и внимания – разгадывание кроссвордов и ребусов.

Если вы много путешествуйте, то обязательно возите с собой сборник кроссвордов и разгадывайте их на досуге.

Четыре самых эффективных упражнения для развития непроизвольного внимания.

Упражнение 1. Прогулка. Замечаем необычное.

Пройдите по знакомому маршруту особым образом. Заметьте те вещи и предметы, которые раньше видели лишь вскользь. Рассмотрите деревья и растения на клумбах.

Обратите внимание на максимальное количество незначительных мелочей. На то, какой краской окрашены заборы, сосчитайте количество люков на вашем маршруте и сколько поворотов необходимо пройти, окрашены ли бровки на бордюрах и какой они высоты.

Это упражнение тренирует наблюдательность и память.

Упражнение 2. Другие условия.

  • Помещайте предметы, которые вы видели, например, при свете в полумрак.
  • Понаблюдайте за вашими ощущениями при переходах. Что Вы чувствуете при переключении приятной музыки к ужасной какофонии? Примите контрастный душ и понаблюдайте за переключением зрения с одного объекта на другой.
  • Поэкспериментируйте со степенью действия раздражителя. Переход с пастельных красок на очень яркие цвета.
  • Что вы ощущаете, когда в тишину врывается очень громкий звук? Пробегите отрезок пути изо всех сил и остановитесь. Ощутите, как сердце начинает успокаиваться и кровь течь медленней по венам.

Упражнение 3. Сфера интересов других людей.

Отметьте, что интересует других людей, на что они обращают внимание, и как видят мир. Вы поймете, что видите лишь незначительную часть мира, остальное же просто ускользает.

Упражнение 4. Путешествие в прошлое.

Вернитесь в любую ситуацию прошлого. Постарайтесь вспомнить максимальное количество мелочей. Свои чувства и эмоции в тот момент.

Семь простых упражнений для развития произвольного внимания.

Для достижения результата от тренировок нужно:

  1. Сформировать психологическую установку — высокую степень готовности к действиям.
  2. Необходимо довести процесс до автоматизма. Это происходит в три этапа. Начинается со знакомства с действием и овладения элементами. Потом происходит объединение элементов в целое. Затем следует многократное повторение до результата.

Упражнение 1

На чистом листе бумаги карандашом начните рисовать линию. Ведите ее плавно и не спеша. Полностью сосредоточьтесь на ней. Заметили, что отвлеклись? Рисуйте пик и продолжайте. Хороший результат, когда за 3 минуты ни одного пика.

Упражнение 2

Называйте цвета слов при чтении. Это кажется очень простым, но без тренировки сделать сложно. Проверьте себя. Именно цвет слова, а не его написание.
pps004.jpg

Упражнение 3

Попробуйте читать вдумчиво. Не отвлекайтесь. Если поймали себя на этом, вернитесь снова к чтению. Полностью сконцентрируйтесь и попробуйте понять глубинный смысл книги.

Упражнение 4

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Упражнение 5

В этом простом задании вам нужно всего лишь найти мужскую голову среди зерен кофе. И засечь время, за которое вы справились с задачей.
pps005.jpg

До 3 секунд. Правое полушарие развито отлично. До 1 минуты — хорошо. 1-3 минуты говорит о том, что обязательно нужно работать над собой.

Упражнение 6

При просмотре телевизора поставьте рядом часы. Наблюдайте за секундной стрелкой ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь. Если с первого раза не получится, тренируйтесь! Это упражнение должно хорошо получаться как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение 7

Это упражнение можно делать в любом возрасте. Сосредоточьтесь и соедините точки с одинаковыми номерами глазами.
pps006.jpg

Упражнение 8

Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке.

pps007.jpg

Как видите, не такое это уж и сложное занятие – тренировка памяти и внимания, – особенно, если не лениться.

Успехов!

Как справиться со стрессом?

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ

ЕГЭ дышит в затылок, говорит: «Привет, это я, и лучше бы тебе меня бояться!» Этого точно не стоит делать! Мы расскажем, какими приёмами воспользоваться, чтобы побороть страх на экзамене.

 

Обращаю внимание, что данный инструктаж посвящён тем, кто хоть что-то учил, с одной стороны, и тем, у кого, скажем так, «зашкаливает» мотивация, то есть кому грезится, что в случае даже небольшого отклонения полученного ими результата от предполагаемого случится конец света, явленный только им, избранным «непобедителям» всех времён и народов.

Начнём с того, что экзамен — это стресс. Здесь есть хорошая новость и плохая. Хорошая: наша психика при помощи ретикулярной формации вырабатывает какое-то количество энергии, или возбуждения, которое попадает в подкорку, приобретая направленность одного из наших инстинктов — самосохранения, размножения и иерархического. То есть мы боимся за жизнь, хотим размножиться и хотим занимать какое-то, желательно приличное, место среди людей. Затем в коре эта энергия соединяется с поступающими извне раздражителями: на тебя едет машина, видишь привлекательного человека противоположного пола, видишь кого-то в инстаграме, у кого всё в шоколаде, и тебе больно, потому что ты ведь тоже так хочешь. Благодаря возникающему на этом стыке образу желаемого будущего идёшь что-то делать. То есть результатом выработанной энергии должно стать действие. При стрессе выделяется адреналин, позволяющий это самое действие усилить или улучшить в разы, то есть это для нас самый настоящий допинг, так что первое, что рекомендую сделать, — переформулировать у себя в голове понятие стресса: это не «ужас и кошмар, которого надо бояться», а «ситуация повышенной работоспособности по достижению самого лучшего результата». Проще: «О, волнуюсь, чувствую возбуждение, надо срочно идти и делать, пока залили бензин экстра-класса, а то спущу на холостых оборотах». В случае предстоящего экзамена это состояние позволяет мобилизоваться, больше и дольше учить материал, заниматься с большей сосредоточенностью, не отвлекаться, то есть позволяет выучить больше за меньшее количество времени. На самом экзамене это состояние даёт повышение эффективности при использовании умственной энергии в конкретный момент времени

Плохая новость: экзамен — это не всегда, когда тот, кто больше учил и лучше знает, получает максимальный балл

Почему? Экзамен — это тест на самоконтроль. То есть тот, кто умеет себя контролировать, держать себя в руках и мобилизовать энергию в русло конкретного выполнения желаемого действия, выигрывает и сдаёт лучше того, кто оказывается охвачен тревогой полностью, чья тревога превышает способность себя контролировать. Самоконтроль и самообладание в подобных ситуациях, как и любой навык, поддаются тренировке. Чем больше экзаменов пройдено человеком, тем этот навык более «прокачан», поэтому всегда говорю родителям: секции, занятия музыкой, спортом, танцами и, как следствие, выступления, соревнования, экзамены — всё это в какой-то момент здорово сыграет на руку ребёнку, помимо общего развития.

Читайте также:

 stress01.png

«Да мне вообще ваш ЕГЭ не сдался». Как общаться с ребёнком перед экзаменом

Итак, переходим к способам доведения тревоги до уровня «нормально справляюсь». На листочке бумаги пишем список своих экзаменационных страхов. Чего вы конкретно боитесь? Почему вы боитесь экзамена? Что случится, если вы не сдадите экзамен так хорошо, как ожидаете? Призываю вас делать это именно в письменном виде: мозг проделает работу гораздо эффективнее, пытаясь найти письменную формулировку, что внесёт больше ясности, так будет проще с этим иметь дело в дальнейшем.

Напротив каждого страха надо написать варианты того, что вы будете делать, если это самое нежелательное произойдёт

То есть готовим себе варианты отхода, снимая повышенный уровень тревоги. Суть в том, что безвыходных ситуаций не бывает, но мы этот тезис, будучи в тревоге, игнорируем со страшной силой. Ставим в голове точку на пугающем своей катастрофичностью образе (не поступлю в институт) — и всё, с этого места эмоция начинает нас болтать, как корабль во время шторма, и рациональные мысли не могут пробить хаос эмоциональной реакции. Важно придумать себе разумные варианты «а что потом?», чтобы нерациональные мысли не выбивали вас из адекватного состояния.

 Возможные варианты страхов:

  1. Боюсь, что не наберу нужного количества баллов и не поступлю туда, куда хочу. Даже если вы не получите нужного количества баллов, у вас всё равно есть альтернатива — поступить в другой вуз на другой факультет и потом через год попробовать перевестись туда, куда вы хотели. Или вдруг вам понравится там, куда вы смогли поступить. Такой список реальных действий по исправлению ситуации не совсем ожидаемого финала экзамена поможет вам подготовить себя к более низкому результату, принять его и спокойно наметить пути и задачи на будущее, что делать и как поступить. Такой приём однозначно снимет с экзамена ярлык «определяет всё моё дальнейшее будущее и судьбу», естественно понижая тревогу до приемлемого уровня, с которым уже можно идти на покорение всего лишь одной из своих многочисленных высот в жизни.
  2. Боюсь недовольства или разочарования со стороны родителей. Это тоже не конец света, с ними, честное слово, можно поговорить как до, так и после экзамена. Разговор до: сказать, что вам нужна их поддержка, а не осуждение, что они вам дороги и вы боитесь их расстроить (такое признание в любви разоружит любого из скалы сделанного родителя). Разговор после: показать им, что вы настроены решительно, что экзамен не сломал вас и что вы будете идти дальше вперёд и стараться добиться поставленных целей. Родители любят вас, их досада и разочарование вызваны по большей части беспокойством о вас и желанием, чтобы у вас в жизни всё получилось. У всех нормальных людей, в том числе и у ваших родителей, были свои неудачи и промахи, и они справились. Справитесь и вы, для этого только нужно своими действиями помочь родителям продолжать верить в вас: не расслабляться, падая жертвой несправедливых обстоятельств, а продолжать учиться, работать над собой.
  3. Боюсь негативной оценки со стороны учителей или боюсь разочаровать педагогов. Поверьте, у них имеется свой страх — «загрузиться» чувством вины из-за того, что они вас плохо научили. Так что они будут частично чувствовать ответственность за ваш результат, поэтому поводов измываться над вами у них гораздо меньше, чем вам кажется.
  4. Боюсь, что что-то забуду или не смогу решить какую-то особо сложную задачу.
  5. Боюсь, что не выдержу напряжения, наступит паника, и я всё завалю.

Далее перечислю конкретные способы «пустить потише» эти два последних страха, но предварительно надо произвести универсальный манёвр. Вспомните, что у вас уже точно есть какие-то личные победы, успехи, хорошие результаты. Восстановите в памяти весь ваш удачный опыт и опирайтесь на него как на то, что это уже сделали вы, а не кто-то другой! Именно вы смогли это сделать! Это называется самоподдержка.

Цените и хвалите себя за свои удачи и опирайтесь на ваш бесценный прошлый опыт: «Раз тогда смог (ла), то и сейчас есть шанс!» Доверие к собственному мозгу, который во многом неконтролируем нами, но который может нам вполне себе неплохо помогать, когда нужно!

Читайте также:

 stress02.png

Меньше спорта, больше сладкого и никаких ноотропов: советы педиатра, как жить накануне экзаменов

Итак, что делать, если начинается сильный приступ тревоги и вы начинаете ощущать, что ничего не соображаете, кошмар и ужас?

  • Самый простой и доступный вариант — это глубоко подышать животом: представьте, что у вас в животе надувается и сдувается воздушный шарик. Надуваем его через нос на счёт раз-два-три и сдуваем через рот, губы трубочкой, на счёт раз-два-три-четыре. Так четыре-шесть раз. Это поможет успокоить сердечный ритм, учащающийся при панике, и поможет успокоиться, помимо самого эффекта дыхания, ещё и за счёт того, что, переводя внимание на дыхание, мозг «отвязывается» от навязчивых панических мыслей, подогревающих тревогу: «Всё, кошмар, ничего не успеваю, не знаю, что писать, как решать и прочее».
  • Ещё вариант с телом — упражнение «сваренные макароны»: поочередно то напрягаемся по максимуму, воображая «я — твердая макаронина или много макарон», то полностью расслабляемся, как будто нас, макарошек, сварили, «и вот я уже паста». 30 секунд — напряжение, 30 секунд —расслабление, и так четыре-пять раз. Напряжение должно быть максимальным, тело должно реально устать и захотеть расслабиться, тем самым избавляемся от тревоги: её не может быть в расслабленном теле. Потренируйте до экзамена, чтобы почувствовать, что это действительно работает.
  • Ещё один «весёлый» вариант — наши эмоции всегда как-то отражаются в теле: меняется мимика, поза, движения. Например, от смущения краснеет лицо, от стыда мы замираем и перестаём дышать. Попробуйте проделать обратный манёвр: усилием воли во время паники начните улыбаться. Сработает обратный механизм: при улыбке начинает возникать радость, вспоминается что-то весёлое, тревога не сможет удержаться и начнет отступать. Поэкспериментируйте дома — уверяю, получите неожиданный эффект.
  • Не пытайтесь целенаправленно подавить тревогу, уговаривая себя успокоиться, взять себя в руки и прочее. Помните, что любая эмоция имеет начало и конец, и надо чётко понимать, что так устроена наша эмоциональная жизнь. Если бы это было не так, счастье или радость можно было бы поставить на паузу и длить сколько хочешь. К сожалению, так сделать нельзя. Проходит любая эмоция, страх и тревога тоже пройдут — так работает человеческий организм.

Если же эмоцию подавлять, процесс будет забирать энергию, а энергия нужна мозгу для выполнения экзаменационных задач, поэтому экономим и просто ждём или ускоряем процесс прохождения эмоции через ваш организм следующими двумя шагами на выбор:

  1. «Войти в контакт с тревогой или паникой». Прямо так и поговорить мысленно со своим страхом: «О боже, началось, ужас, кошмар, а-а-а! Я боюсь, я паникую, меня всего трясёт». Желательно при этом дать телу возможность как следует пропустить через себя страх — поёрзать, лихорадочно потрястись всем телом, подергаться, подражать в буквальном смысле от страха. Опять же направляя луч нашего внимания на ощущения в теле, вызванные конкретной эмоцией, мы как бы пытаемся её ухватить, осознать.

Эмоция — это бессознательная реакция, поэтому, пытаясь её вывести на свет сознания, мы как бы нарушаем естественный механизм её протекания, то, для чего она призвана быть в нашем организме. Тогда мы меняем свою цель в данный момент, начинаем фокусироваться на задаче определить, где эмоция — в груди, в сердцебиении, в холодных руках, на лбу, покрывшемся потом, — и эта другая установка делает неактуальной прежнюю, понимаете?

Та установка, вследствие которой началась эмоциональная реакция паники, заменяется другой — найти её в теле. Соответственно, прежняя эмоциональная реакция на прежнюю задачу теряет актуальность и исчезает.

Читайте также:

stress03.jpg

 Пережить ЕГЭ вместе с ребёнком и сохранить себе нервы (это реально)

  1. Другой вариант — написать разговор со своим страхом в юмористическом ключе дома и потренировать его, чтобы на экзамене он сам собой пришёл вам в голову в нужный момент. Например: «Привет, страх! Решил меня навестить? Окей, хочешь руку, ногу или голову? Или заскочишь к сердцу — постучите там вместе, как супер-рок-бэнд! Давай, сильнее, громче! О, я чувствую, ты даёшь мне разогреться, я весь вспотел (или, в случае если вы цепенеете от страха, — „Ты овладел мной полностью, страх, я окаменела, я теперь сама Снежная королева!“). Ах, ты уже покидаешь меня? Ну да, тебе надо ещё и других попугать, конечно, столько дел! Ну, до новых встреч, страх!»

Аналогичный вариант, но с рисунком — нарисовать страх, пририсовать ему что-то весёленькое, опять же поговорить в стиле «Спасибо, что зашёл меня навестить, господин Страх. Хочешь меня подстегнуть, чтобы я ещё лучше сдал экзамен? Ок, давай, ценю, большое спасибо!». Тем самым вы отвлечётесь на свою фантазию и придумывание диалога со страхом, и эмоция сменится юмористической разрядкой.

Важный момент — не бойтесь потратить на один или несколько из этих приёмов три-пять минут во время экзамена. Это лучше, чем значительно дольше цепенеть от страха или панически пытаться собраться, ещё больше провоцируя внутри себя тревогу и ужас провала.

УСПЕХОВ!

Социально-психологическая служба НКК

Правила безопасности, когда остался один дома

Этим правилам следует придерживаться не только детям, но и взрослым! А, если у вас есть младшие дети, племянники, пожилые родственники, думаю, не будет лишним напомнить им об этом! Вашему вниманию представлен ролик, который наглядно расскажет Вам об этих правилах. 

Военные заведения

  • 0001

    0001

  • 0002

    0002

  • 0003

    0003

  • 0004

    0004

  • 0005

    0005

  • 0006

    0006

  • 0007

    0007

  • 0008

    0008

  • 0009

    0009

  • 0010

    0010

  • 0011

    0011

  • 0012

    0012

  • 0013

    0013

  • 0014

    0014

  • 0015

    0015

  • 0016

    0016

  • 0017

    0017

  • 0018

    0018

  • 0019

    0019

  • 0020

    0020

  • 0021

    0021

  • 0022

    0022

  • 0023

    0023

  • 0024

    0024

  • 0025

    0025

  • 0026

    0026

  • 0027

    0027

  • 0028

    0028

  • 0029

    0029

  • 0030

    0030

  • 0031

    0031

  • 0032

    0032

  • 0033

    0033

  • 0034

    0034

  • 0035

    0035

  • 0036

    0036

  • 0037

    0037

  • 0038

    0038

  • 0039

    0039

  • 0040

    0040

  • 0041

    0041

  • 0042

    0042

  • 0043

    0043

  • 0044

    0044

  • 0045

    0045

  • 0046

    0046

  • 0047

    0047

  • 0048

    0048

  • 0049

    0049

  • 0050

    0050

  • 0051

    0051

  • 0052

    0052

  • 0053

    0053

  • 0054

    0054

  • 0055

    0055

  • 0056

    0056

  • 0057

    0057

  • 0058

    0058

  • 0059

    0059

  • 0060

    0060

  • 0061

    0061

  • 0062

    0062

  • 0063

    0063

  • 0064

    0064

  • 0065

    0065

  • 0066

    0066

  • 0067

    0067

Профессии

  • 0001

    0001

  • 0002

    0002

  • 0003

    0003

  • 0004

    0004

  • 0005

    0005

  • 0006

    0006

  • 0007

    0007

  • 0008

    0008

  • 0009

    0009

  • 0010

    0010

  • 0011

    0011

  • 0012

    0012

Советы при выборе профессии

  • 0001

    0001

  • 0002

    0002

Рекомендации выпускникам 9 класса

Рекомендации_выпускникам_9_класса.jpg

Советы обучающимся как распределить время

Советы_обучающимся_как_распределить_время.jpg

Способы снятия гнева

Способы_снятия_гнева.jpg

Формула твоей безопасности. Памятка для подростка

0001.jpg0002.jpg0003.jpg0016.jpg0015.jpg0014.jpg0013.jpg0012.jpg0011.jpg0010.jpg0009.jpg0008.jpg0007.jpg0006.jpg0005.jpg0004.jpg

arhiv-ban-nov.jpg