Информация для родителей

Рекомендации для предотвращения тревожности детей и подростков в период профилактики коронавируса

Уважаемые родители!

Психологи МГППУ подготовили ряд рекомендаций для предотвращения тревожности в период эпидемии. Памятки содержат советы для родителей дошкольников, младших школьников и подростков, находящихся на дистанционном обучении, а также советы для студентов и учащейся молодежи.


  • Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома: советы детского психолога

    Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:

    Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.

    Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не на-вязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситу-аций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить

    • свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.

    Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.

    Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарай-тесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.

    Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения подросток отвлекает-ся от негативных переживаний, повседневных проблем.

    Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.

    Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколения-ми семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансфор-мировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них

    • не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпре-провождение.

    Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ван-ны, общение с друзьями по телефону и т. д.).

    Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 

    работает во всех регионах Российской Федерации

    Подробная информация на сайте:

    telefon-doveria.ru

  • Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса

    (По мотивам рекомендаций Роберта Лихи, одного из ведущих в мире специалистов по тревожным состояниям)

    За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удаленную форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом. Ниже — несколько советов, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге и в то же время отнестись к ситуации серьезно.

    Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет очень маленькая. Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень легкой форме.

    Несмотря на это, есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконецто теперь есть достойная мотивация), — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часов; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет).

    Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не ходить в школу, не встречаться с друзьями. Скучно…, но… Очень важно, чтобы ты понимал, сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам про зомби; наоборот, нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придется набраться терпения.

    Если ты бóльшую часть дня отслеживаешь все новостные ленты, это только усиливает твое беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику, выбрать 1—2 ресурса, которым ты или твои родители больше всего доверяют, и уделять этой новости 10 минут утром и 10 минут вечером.

    Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом?

    Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога — это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как проплывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более приятных или важных.

  • Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога

    В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.

    Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс.

    Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет сетей!

    Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении (учи.ру (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и др.). Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.

    Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игрузанятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а  для родителей — лучше узнать и понять своих детей.

    Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какоето время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.

    Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер (например, Тelegram, WhatsApp, Viber) и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить туда.

    Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.

    Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему (спорт, музыка, кино, кулинария).

  • Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии

    Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какоенибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и чтото делает вместе с ним — это снимает тревогу.

    Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга.

    Можно вместе сделать спортивные упражнения.

    Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку.

    Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»).

    Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно — после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!»

    Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций.

    Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.

    Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важно соблюдать правила».

Рекомендации для родителей на период самоизоляции

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями взаимоотношений с ребенком на период самоизоляции.

Рекомендации разработаны Союзом охраны психического здоровья на основе  рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и памяток ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», в условиях коронавирусной инфекции на территории России. 

recom01.jpg

Инструкция для родителей ЕГЭ 2020. Карантин и что делать

СУПЕРПАМЯТЬ. Наталья ГРЭЙС

Видеоурок- Управление экзаменационным стрессом. Инструкция родителям)

Профилактика суицида

ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!

Родителям о детском суициде

Уважаемые родители!

          По данным статистики суицид является второй причиной гибели молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет после несчастных случаев, к которым относятся передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, отравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были замаскированными суицидами.

         Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид "молодеет": о суициде думают, пытаются покончить с собой совсем еще дети.

         Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. В действительности же большинство из них представляют безвыходность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени - от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то жизнь ребенка будет сохранена.

         Разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить самоубийство. Напротив, подросток получает возможность открыто говорить о том, что не дает ему покоя.

         Ознакомившись с предлагаемой памяткой, вы узнаете, как вовремя распознать признаки надвигающейся опасности, как помочь подростку отыскать способ выхода из кризиса. Именно выхода, а не ухода. Ведь суицид - это уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.

  

Важно знать, что думают дети о смерти

 

До 5 лет - нет устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребенка продолжать существование в какой-то другой форме. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда» или «конец» еще полностью ими не осознаются. Дети убеждены, что смерть - это временное явление. Они твердо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но «не до конца», то есть посредством «смерти» они суме­ют на время избежать невыносимой жизненной си­туации или избавиться от страха и ужаса от надви­гающегося наказания.

Совершая по­пытку к самоубийству, дети надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что их «смерть», будет способствовать воцарению в семье мира и любви. И когда эта самая «смерть» закончится, можно будет продолжать жить дальше по-настоящему счастливо. Семилетний мальчик после тяжелой попытки самоповешания говорил, что принял решение умереть, так как мать угрожала сдать его в приют за непослушание. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил прощения - не помогало, после всякого проступка мать все более непреклонно грозила ему этим наказанием. Тогда он решил повеситься: «Буду висеть, и смот­реть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо!».

Важно знать, что дети, как правило, вы­бирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоповешание, самоутопление и т.п. Дети, в отли­чие от подростков, совсем не боятся боли и ни­сколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому они не часто при­бегают к наиболее распространенному у подростков способу самоубийства - отравлению лекарствами.

От 5 до 10 лет - старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти, часто представляет смерть в образе скелета или приведения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.

Подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти, они могут относиться к смерти спокойно как к естественному концу жизни. Подростки могут представлять суицид как возможность наказать родителей или друзей ради высокой идеи. Психическая организация подростка крайне нестабильна. Это и неустойчивость самооценки, и максимализм, склонность к снижению настроения, тревожность, беспредметные страхи. Однако такое поведение подростков не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Находясь в состоянии острого эмоционального конфликта, многие подростки в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения в течение долгого времени могут отличаться неадекватностью.

КАК СОХРАНИТЬ КОНТАКТ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ?

Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Предлагаем обратить внимание на советы психологов.

Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни.

Уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.                

Не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Мечтайте вместе с ребенком о том, что он хочет, как он будет добиваться поставленной цели, помогите ему составить реалистичный план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, предательство, смерть? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь - это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни - ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот, привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

Разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее вас и его.

Чрезмерная свобода опасна. Некоторый современные родители стараются как можно раньше отпустить своих детей «на волю», передав им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть резким и преждевременным. Предоставляя свободу, важно понимать, что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

ЕСЛИ РЕБЕНОК СОВЕРШИЛ СУИЦИД

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

 

1.     СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

по стационарному телефону -  «03» 

по сотовой связи оператора «МТС» -  «030»

по сотовой связи оператора «Билайн»  -  «003»

по сотовой связи оператора «Мегафон» -  «112   3»

2.     После оказания неотложной медицинской помощи необходимо обратиться к ДЕТСКОМУ ПСИХИАТРУ.

Несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет психиатрическая помощь оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя (статья 4 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 в редакции от 28.12.2013 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Вопросы лечения находятся только в компетенции врача-психиатра, психотерапевта, имеющего специальную подготовку по суицидологии. Психотерапевтическая коррекция у большинства пациентов опирается на психофармакологическую поддержку. Терапия включает в себя три этапа лечения: начальный - 1-2 недели, терапевтический - 6-8 недель и поддерживающей терапии - 6-9 месяцев. При риске рецидива продолжительность поддерживающего лечения должна быть 2 года и более.

Все звонки на номера, начинающиеся на 8-800 - бесплатны с любых российских операторов связи, включая мобильные, при нахождении не в роуминге.

Телефоны доверия для детей и подростков:

1

Единый всероссийский телефон доверия:

8-800-2000-122

Круглосуточно

Звонок по России бесплатный

Внимание!

Где бы Вы ни находились, в любое время дня и ночи

Вы можете позвонить по данному номеру

и получить помощь и защиту!

Звонки бесплатные, как с городских,

так и мобильных телефонов по всей России.

2

Кризисная линия доверия

8-809-505-33-90

Круглосуточно

Звонок по России бесплатный

В детской, подростковой службе доверия работают опытные медицинские психологи, которые смогут оказать квалифицированную помощь в любых кризисных ситуациях, в том числе и в случаях, связанных с такими серьезными проблемами, как наркомания и алкоголизм.

3

Молодежный телефон доверия

(831) 468-38-38

Время для звонка: 09:00-21:00 ч.
понедельник - пятница.

4

Молодежный телефон доверия

(831) 433-09-69 или (831) 435-35-69

Время для звонка: 09:00-21:00 ч.

5

"Солнышко" социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних (Ленинский район)

(831) 244-17-49 или (831) 244-16-35 или (831) 250-05-54

Круглосуточно

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ,

если вы заметили за своим ребенком следующие особенности

 

В словесных выражениях:

прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»;

- косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

- шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

В поведении:

испытывает чувство собственной никчемности или вины;

- боится наказания;

- раздает другим вещи, имеющие личную значимость;

- употребляет алкоголь, наркотические ве­щества;

- слишком мало или слишком много ест, спит;

- перестает следить за внешним видом, становится неряшлив;

- пропускает школьные занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками;

- проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

- замыкается от семьи и друзей;

- теряет интерес к жизни, спо­собность получать удовольствие;

- ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

 

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

СУИЦИД - ЭТО НЕ ПРОСТО СПОСОБ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ

Если ребенок заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! В этой ситуации нет необходимости гадать, чем он руководствовался, заговорив о суициде. Вместо этого, обратите внимание на то, что говорит подросток. Если ребенок завел разговор о самоубийстве, значит, живется ему и в самом деле не сладко. Даже если он просто "делает вид", это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. И лучше всего - прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

ПРИЧИНЫ СУИЦИДОВ

 

Основная причина суицида у подростков - кризисная ситуация в семье. Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей умер (покинул семью), либо один или оба родителя ве­дут асоциальный образ жизни. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни во время суицидального кризиса, - именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ве­дется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку, как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от самоубийства. 

"Школьные" причины суицидов - конфликты с преподавателями и администрацией учеб­ного заведения, травля со стороны учащихся. Именно в школе формиру­ются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрос­лых, в самоуважении, в общении. К сожалению, нередко учителя не способствуют улучше­нию положения ученика в системе межличностных отношений в классе, как правило, из-за низ­кой успеваемости ребенка. В то же время в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение детского коллектива.

Отношения с близким другом (особенно противоположного по­ла) - весьма значимый фактор суицидального поведения подрост­ков. Чрез­мерная зависимость от другого человека, как правило, возникает как компенсация плохих отношений со своими родителями. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоцио­нально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что лю­бое охлаждение в отношениях, а тем более измена, уход к друго­му воспринимаются либо как катастрофическое унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. 

КАК ОСТАНОВИТЬ?

1.     Перестать критиковать ребенка, оказывать на него давление

        Изучение проблемы суицида показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство вследствие физического и психического давления со стороны взрослых. Уважайте мнение ребенка, не навязывайте силой ему свои стереотипы - он личность.

  2.    Проявить внимание и заботу по отношению к ребенку 

        Выслушать его, взять за руку, вникнуть в его трудности. Доброе слово, тепло рук близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким способом вы лучше всего проникните в изолированную душу отчаявшегося ребенка. Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому.

3.     Найти вместе с ребенком выход из ситуации

Выход есть всегда. В трудный момент жизни, когда человек, тем более ребенок, пребывает в депрессии, он даже и не представляет, что через какое-то время он сам увидит, как разрешится его самая «сложная» ситуация, заживут душевные раны и жизнь расцветет с новой силой, а былые переживания покажутся незначительными.

Можно проделать вместе с ребенком следующий прием - перенестись мысленно в будущее и представить себе текущую проблему разрешённой самым наилучшим образом. Прочувствовать и запомнить вызываемые при этом ощущения лёгкости, наполненности смыслом дальнейшей жизни. А затем с этими чувствами и пониманием возможности выхода из ситуации посмотреть на неё по-новому. Успокоенный разум обязательно даст ключ к решению проблемы и поможет найти выход из самого затяжного кризиса.

  4.     Оказать действенную помощь в разрешении проблем в школе, с друзьями

Родители должны стать первыми помощниками своих детей в осуществлении найденного выхода.

  5.     Обратиться на бесплатный телефон доверия 8-800-2000-122 для получения экстренной психологической помощи

Необходимо, не откладывая, обратиться к специалистам для проведения медико-психологической реабилитации.

КАК НЕ ПОДТОЛКНУТЬ ПОДРОСТКА К СУИЦИДУ

*  Не спорьте

Сталкиваясь с высказанной ребенком суицидальной угрозой, родственники часто отвечают: «Ты живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ блокирует дальнейшее обсуждение, такие замечания вызывают у несчастного подростка еще большую подавленность. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребенка.

* Не задавайте наводящих вопросов

Если спросить подростка: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийство?», он, скорее всего, ответит: «Нет», и вам не удастся помочь в разрешении кризиса. Лучший способ - это заботливо задать прямой вопрос: «Тебе невыносимо плохо? У тебя нет сил жить?» Даже если ребенок не признается, ему уже станет легче от того, что вы правильно поняли и выразили его состояние. Далее необходимо помочь подростку разобраться в своих чувствах, потребностях и ожиданиях.

* Не критикуйте

Распространенная реакция взрослых на высказанную подростком суицидальную угрозу: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

* Не навязывайте ребенку свое мнение

Вместо этого помогите ему высказаться, разговориться.

РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

АФФЕКТЫ РАЗРУШИТЕЛЬНЫ ДЛЯ ПОДРОСТКА.

СУИЦИДАЛЬНАЯ УГРОЗА, ВЫСКАЗАННАЯ В АФФЕКТЕ,

КАК ПРАВИЛО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

Если скандал разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - все станет реально опасным,

угрожающим его жизни.

 
 

Методические рекомендации для родителей по профилактике суицида

  • 01

    01

  • 02

    02

  • 03

    03

  • 04

    04

  • 05

    05

  • 06

    06

  • 07

    07

  • 08

    08

  • 09

    09

  • 10

    10

  • 11

    11

  • 12

    12

  • 13

    13

  • 14

    14

  • 15

    15

  • 16

    16

  • 17

    17

  • 18

    18

  • 19

    19

  • 20

    20

  • 21

    21

Куда плывет синий кит? Профилактика суицида несовершеннолетних

  • 01

    01

  • 02

    02

  • 03

    03

  • 04

    04

  • 05

    05

  • 06

    06

  • 07

    07

  • 08

    08

  • 09

    09

  • 10

    10

  • 11

    11

  • 12

    12

  • 13

    13

  • 14

    14

  • 15

    15

  • 16

    16