Кибербуллинг и подростки

cuberbull2.jpgКибербуллинг – это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала. Если при обычном буллинге используются вербальные и физические акты насилия, в том числе и психологического, то для кибербуллинга нет необходимости личного присутствия. Все действия совершаются с использованием имейлов, сообщений в меседжерах и соцсетях, а также посредством выкладывания фото и видео-материалов, содержащих губительную для репутации жертвы информацию, в общественную сеть.

Что это такое. Жертвы кибербуллинга обычно более уязвимы, чем те, кто подвергается непосредственным нападкам. Это объяснимо самими особенностями травли в интернет-пространстве, происходящей постоянно. Нет защиты в виде прекращения учебного дня – в личную жизнь могут вмешиваться постоянно, в любое время суток и по всевозможным источникам. Конечно, с одной стороны, агрессора можно заблокировать, добавить в черный список, однако не дает гарантии, что человек не станет использовать другой аккаунт или другую сеть общения. Спрятаться дома не получится, точно так же, как и попросить защиты у старших или руководящих – регламент общения онлайн не подразумевает вмешательства других людей.

Еще одна особенность, делающая кибербуллинг более мощным оружием, чем нападки в реальной жизни – это скорость распространения информации. В интернете информация распространяется в секунды, и компрометирующее видео может быть просмотрено всеми общими знакомыми и сотней посторонних людей в течение десяти минут после съемки. Кроме того ширина задействованной аудитории при использовании не личных сообщений достигает колоссальных размеров. Все файлы хранятся в сети и могут быть вновь подняты даже после того, как первая волна улеглась.

Удалить полностью информацию, попавшую в сеть практически невозможно и требует больших затрат, как времени, так и сил.

Подвергаются такому нападению те, кто является жертвой и в реальной жизни. Чтобы человек ни разу не подвергся издевательству в школе, но страдал от атак в интернете, не бывает. Категория риска – подростки, для которых крайне важна оценка окружающих и собственная внешняя презентация в мире. Это повышает чувствительность к любым высказывания, начиная от характеристик личности и ума и заканчивая комментариями аватарки.

Кибербуллинг в социальных сетях не заметен для взрослых, а сами дети не спешат сознаваться в подобном и просить помощи. Понять, что происходит можно по косвенным признакам, таким как закрытость, уход человека в мир фантазий или компьютерных игр. В процессе постоянно действующих стрессовых факторов нарушается сон, снижается настроение, могут появляться различные боли, ухудшиться общее состояние здоровья. Поскольку в школьном возрасте кибербуллинг часто производится одноклассниками, то это может отражаться на успеваемости, могут пропадать личные вещи. Кроме этого, интернет-травля может сочетаться с непосредственным буллингом, тогда возможны ссадины и синяки от побоев.

Последствия интернет-террора могут вызвать как протест в посещении школы, так и тяжелые личностные изменения. В особо тяжелых формах, когда атаки производятся регулярно и используются крайне жестокие методы, возможны случаи клинической депрессии, неврологические расстройства и суицидальные попытки.

Вычислить обидчика также трудно, ведь он может не обладать физической силой или авторитетом среди остальных сверстников, чтобы испортить кому-то жизнь, особенно если действия совершаются анонимно.

Как бороться с кибербуллингом

Важно помнить о том, что кибербуллинг, как и прямое психологическое насилие являются уголовно наказуемыми, и, несмотря на анонимность, трафики, история браузера и подобные вещи, предоставляемые интернет-компанией, при нанесении реального ущерба, довольно легко помогут установить реальную личность агрессора. Поэтому первоочередным для защиты от подобных атак является обучение грамотности поведения и сети.

При фактах угроз, преследований, шантажа и прочих вариантах необходимо сохранять страницу с данными сообщениями или материалами – лучше всего сделать скрин-шот или распечатать, чтобы остались доказательства, поскольку агрессор может потом все данные удалить. Единичные негативные акты, особенно от незнакомых, оптимально игнорировать – не получая должного отзыва и эмоциональной реакции, буллер не станет ввязываться в дальнейшее общение.

В случае продолжающихся атак в любом меседжере есть функция блокировки, также она присутствует во многих сетях и касается всего профиля. Такое прерывание общения может помочь избежать продолжения кибербуллинга, но бесполезно, если используется распространение видео или фотографий через другие сервисы общего доступа, например Ютуб. В этих случаях можно обратиться к администрации сайта, ведущим группы или чата, в зависимости от платформы размещения компрометирующей информации.

Никогда не стоит следовать требованиям агрессора, вступать в переговоры или пытаться откупиться – если нет понимания на уровне человеческого общения, то необходимо блокировать всякую связь и игнорировать поступающие сообщения. Содержание угроз, скорее всего, будет нарастать и тут главное удержаться и не ответить, тогда потеряв интерес, буллер оставит в покое жертву.

Когда атаки продолжаются, несмотря на блокировку (агрессор может писать с других страниц и адресов) или имеют прямые угрозы, то необходимо обращаться в правоохранительные органы, с фактами, подтверждающими факт угроз. Обращения в милицию заслуживают и случаи порнографического и интимного террора. Скорее всего, буллер не остановится после заявления в милицию – этот человек уже длительное время преследует и не понимает, что причиняет вред своим поведением. Важно понимать, что отступать или пытаться объяснить нельзя – при каждом следующем инциденте сообщайте в соответствующие органы.

Профилактика кибербуллинга

Чтобы не допустить развитие простого спора в кибербуллинг необходимо научить ребенка грамотно реагировать на критику, а также разграничивать, когда уместно доказывать свое мнение, а когда лучше покинуть ресурс, в котором происходит общение. Сюда же стоит отнести культуру поведения в сети, поскольку многие не осознавая ответственности, могут вести себя довольно агрессивно или ранить другого человека неаккуратным высказыванием, за что потом получают длительную атаку.

Необходимо просвещать относительно интернет-грамотности, поскольку многим случаям шантажа и издевательства способствует неосторожность жертвы. Выкладывая в сеть всю информацию о себе, личные видео, фотографии о проведенных днях и тому подобное, без правильных настроек приватности, человек выставляет наиболее уязвимые места под атаку агрессоров. Отдельно внимание необходимо уделить паролям для учетных записей и устройств с персональной информацией (ноутбуки, смартфоны, планшеты и прочее), чтобы предотвратить возможность взлома или рассылки неподобающей информации от имени жертвы.

Чтобы предотвратить дальнейшее распространение кибербуллинга, необходимо сообщать о данных ситуациях администраторам сайтов и провайдерам услуг. Даже если самостоятельно удалось заблокировать человека и отделаться от него, чтобы уберечь себя и других от дальнейших инцидентов, необходимо обсуждать ситуацию с компанией. Обычно на основании заявлений пользователей разрабатываются новые алгоритмы защиты и решения подобных вопросов.

Алгоритм действий педагога при выявлении фактов буллинга (травли), в том числе кибербуллинга обучающихся:

Чего не надо делать в случае возникновения в группе буллинга:

- ждать, что само пройдет!;

- искать объяснения;

- путать травлю и непопулярность;

- считать буллинг проблемой только жертвы. Считать буллинг проблемой личности, а не группы;

- давить на жалость;

Что необходимо делать в случае возникновения буллинга:

Тщательно изучить и проанализировать ситуацию в каждом конкретном случае – то, на чем основываются издевательства в студенческой среде.

Учитывать и оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, их цель, число участников и мотивацию каждого из них.

Выявить причины, мотивы участвующих сторон, определить степень вовлеченности в конфликт жертвы и агрессоров и оказать им социальную, психологическую и педагогическую помощь.

Необходима также поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины, психологические тренинги и т.д.

Активно должна использоваться помощь педагога-психолога

Обязательным условием успешного ответного реагирования выступает стремление всех членов образовательного учреждения – преподавателей, администрации, социального педагога, педагога-психолога, всех иных работников, напрямую незадействованных в образовательном процессе, а также, безусловно, обучающихся и их родителей — замечать ситуации травли и вмешиваться в них.

Видеоролик «Что делать, если ты стал жертвой кибербуллинга» 

Асоциальное поведение подростков. Профилактика

  • 0001

    0001

  • 0002

    0002

  • 0003

    0003

  • 0004

    0004

  • 0005

    0005

  • 0006

    0006

  • 0007

    0007

  • 0008

    0008

  • 0009

    0009

  • 0010

    0010

  • 0011

    0011

  • 0012

    0012

  • 0013

    0013

  • 0014

    0014

  • 0015

    0015

  • 0016

    0016

  • 0017

    0017

  • 0018

    0018

  • 0019

    0019

  • 0020

    0020

  • 0021

    0021

  • 0022

    0022

  • 0023

    0023

  • 0024

    0024

  • 0025

    0025

  • 0026

    0026

  • 0027

    0027

  • 0028

    0028

  • 0029

    0029

Профилактика вовлечения подростков в криминальные субкультуры

  • 0001

    0001

  • 0002

    0002

  • 0003

    0003

  • 0004

    0004

  • 0005

    0005

  • 0006

    0006

  • 0007

    0007

  • 0008

    0008

  • 0009

    0009

  • 0010

    0010

  • 0011

    0011

  • 0012

    0012

  • 0013

    0013

Профилактика подросткового суицида

  • 0001

    0001

  • 0002

    0002

  • 0003

    0003

  • 0004

    0004

  • 0005

    0005

  • 0006

    0006

  • 0007

    0007

  • 0008

    0008

  • 0009

    0009

Разрешение конфликтных ситуаций

  • 0001

    0001

  • 0002

    0002

  • 0003

    0003

  • 0004

    0004

  • 0005

    0005

  • 0006

    0006

  • 0007

    0007

  • 0008

    0008

  • 0009

    0009

  • 0010

    0010

  • 0011

    0011

  • 0012

    0012

  • 0013

    0013

  • 0014

    0014

  • 0015

    0015

  • 0016

    0016

  • 0017

    0017

  • 0018

    0018

  • 0019

    0019

  • 0020

    0020

  • 0021

    0021

Синдром эмоционального выгорания педагогов

  • 0001

    0001

  • 0002

    0002

  • 0003

    0003

  • 0004

    0004

arhiv-ban-nov.jpg